...О чем люди — с самых пеленок молились,
мечтали, мучились? О том, чтобы
кто-нибудь раз и навсегда сказал им,
что такое счастье.
Е. Замятин. Мы
Что такое счастье? К этому вопросу, так же как и к вопросу о смысле жизни, на определенном этапе своего развития приходит каждый человек, но единого ответа на него не существует, потому что все люди разные.
А о том, что происходит, когда человечеству навязывается общее понимание этого вопроса, рассказывает нам Е. Замятин в своем романе-антиутопии «Мы», во многом оказавшемся пророческим и несущим в себе грозное предупреждение о последствиях подобных заблуждений.
В Едином Государстве все равны, то есть одинаковы. Государство неистово заботится о счастье своих граждан, поэтому честно стремится к удовлетворению их потребностей, которые, естественно, у всех одни и те же. Принудительное счастье в ситуации отсутствия выбора воспринимается людьми как естественное, единственно возможное, но платят они за эту услугу отказом от индивидуальности. В Едином Государстве нет людей с именами — есть «нумера», которые являются «колесиками» и «винтиками» в механизме государства. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в функцию машины, отняли свободу, воспитали в добровольном рабстве. И в результате «нумера» абсолютно уверились в том, что «наша несвобода» есть «наше счастье» и что это «счастье» заключено в отказе от гордого «я» и растворении в безличном «мы», потому что «личное сознание — это только болезнь», так же как и наличие и осознание собственной души.
Казалось бы, что в столь выверенном механизме «счастьеобеспечения» не должно быть сбоев. Но они есть — именно из-за того, что никому еще не удавалось долго стричь людей под одну гребенку или заставить их вечно лежать на прокрустовом ложе и улыбаться при этом. Человек должен двигаться: его чувствам, мыслям, душе необходимо развитие, поиск, достижения и открытия. Застой оборачивается смертью, а в этом случае вряд ли можно говорить о настоящем счастье.
Идеальное государство, на мой взгляд, должно развивать и всячески поддерживать индивидуальность членов своего общества, а для этого мало удовлетворения первейших потребностей. Создание мира, в котором будут счастливы не «все», а каждый в отдельности — это кропотливая и сложная работа, в которой, естественно, должны принимать участие не только государственная власть, но и члены социума.