Warning: mkdir(): Permission denied in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 43
Warning: mkdir(): Permission denied in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 43
Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/cache_resume/_story_text/gogol/vechera_na_hytore_bliz_dikanki/resume_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 100
Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 101
Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 102
(1831-1832)
ПОВЕСТИ, ИЗДАННЫЕ ПАСЕЧНИКОМ РУДЫМ ПАНЬКОЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Предисловие к части первой
Я издаю эти повести для вас, благородных столичных жителей. Уж извините, что я, житель какой-то Диканьки, на это решился, не судите строго. Здесь нет очень страшных историй. Здесь те, что у нас рассказывают на гуляньях и на ночь. Здесь есть и мои побасенки, и наших жителей, дьяка Фомы Григорьевича и других людей, но рассказы у меня на вечерах лучшие. Приезжайте к нам, проезжая мимо Диканьки -- заезжайте, но будьте осторожны, у нас плохие дороги.
Сорочинская ярмарка
Лето. Ярмарка. Со всех концов на нее съезжаются купцы. Едет мужик Солонин Черевик со второй женой, дочерью и ее падчерицей Параской, как всегда ненавистной (но очень милая девушка 18 лет). Встречают по дороге группу парубков (парубок — парень). Один из них хвалит красивую девушку, а в "мамашку", после ругательной перепалки, кидает ком грязи.
Они приехали в пригород к старому знакомому и куму Цыбуле, селятся у него. Отец ходит с дочерью па ярмарку, приценяются — почем можно продать 10 мешков пшеницы и старую кобылу, привезенных для продаж!!. На ярмарке встречают давешнего парубка. Он очень понравился Параске. Тут же выяснилось, что Солопий Черевик и парубок знакомы. Солопий обрадовался ему. Грицко (парубок) сказал Солопиго, что полюбил он его дочь и не прочь на ней жениться. Солопий обрадовался, и отметили они это дело в ярмарочном кабаке. Когда Солопий рассказал о женихе жене своей Хивре, то та разозлилась. Сказал Черевик Грицко о том, что свадьба расстроилась.
Грицко на ярмарке сидит скучный, задумался о Параске. Тут подошел цыган, который торговал у него волов. И предложил цыган заставить Черевика отдать Параску, если Грицко уступит ему волов по 20 рублей. Грицко обещал по 15 отдать, если Цыган это устроит. А грозная сожительница Черевика ласково принимала поповича Афанасия Ивановича. Тот ухаживает за ней. И только начали они обниматься да целоваться, как тут со двора послышался стук и лай. Хивря выбежала, и вернулась бледная, сказала, что много народу идет. Затолкала она поповича под потолок на доски, где была навалена всякая домашняя рухлядь, а сама побежала открывать.
А на ярмарке случилось странное происшествие: все наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка. Все люди перепугались, и к Черевику с кумом напросилось много народу на ночлег. Хивря впустила их, а кум и гости были уже несколько навеселе. И Черевик попросил рассказать ему историю про красную свитку.
Цыбуля и рассказал историю. Как-то выгнали черта из ада, а он с горя и запил. Угнездился он в сарае под горою, мимо которого теперь ни один добрый человек не ходит. Все пропил черт, что имел с собою. И пришлось черту заложить жиду красную свитку, и сказал: "Смотри, жид, я приду к тебе за свиткой ровно через год: берега ее!". Потом исчез черт, а жиду скучно стало дожидаться срока, и продал он свитку, о сроке жид и позабыл совсем. Как-то черт вернулся, а жид ему и говорит, что ничего не знает, не видел он никогда той свитки. Черт ушел, а жид начал молиться богу, и вдруг слышит шорох, и видит во всех окнах свиные рыла.
Тут и в самом деле в избе послышался какой-то неясный звук, все испугались. Начали осматривать хату, а Хивря ни жива, ни мертва. Никого не нашли, и стал кум дальше рассказывать.
Влезли свиньи в окна, и стали жида пытать, тот и признался во всем. Но свитку найти уже нельзя было, обокрал того пана по дороге цыган и продал свитку перекупщице. Но с тех пор, как она купила свитку, не стало у нее торговли. Она сначала дивилась, а потом поняла, что всему виною красная свитка. Не долго думая, бросила она ее в огонь, но не горит бесовская одежда. Перекупщица умудрилась, и подсунула свитку в воз одному мужику. Мужик обрадовался, только торговля его стала, никто ничего покупать у него не захотел. Понял он в чем дело, и изрубил свитку. А она сама собой снова срослась. Мужик разрубил свитку еще раз, и разбросал по всему месту, и уехал. С тех пор черт ходит каждый год по ярмарке и ищет куски своей свитки. Теперь, говорят, только одного рукава недостает ему.
Тут появляется в окне страшная морда, ужас напал на людей. Начали они метаться по хате. Кто-то подскочил так, что задел доски под потолком, и попович рухнул на пол. Все разом закричали, начали прятаться. А Черевик натянул горшок на\' голову и побежал на улицу. Бежит Черевик без оглядки, упал, и потерял сознание. Тут люди подходят к нему, видят, что не один человек упал, на него сверху еще и его жена свалилась.
Утром не хочет идти на ярмарку, находит обшлаг красной свитки. Едет тут цыган, спросил Черевика, что тот продает. Л Черевик видит, что вместо кобылы у него к узде кусок рукава от красной свитки привязан. Обезумев, убегает, его ловят, и обвиняют в краже своей же лошади. А тут приводят и кума, который каким-то образом вытащил у себя из кармана кусок красной свитки. Сажают их обоих в тюрьму. Появляется Грицко, и предлагает освободить их за Параску. Черевик согласился на это с радостью.
Грицко отдал цыгану волов, как уговаривались, и поехал к Черевику за Параской. Сыграли они свадьбу скорую, несмотря на то, что пришедшая Хивря кричала, что не допустит этого.
Вечер, накануне Ивана Купалы
Быль, рассказанная дьяком Фомой Григорьевичем ***ской
церкви
Жил дед, когда еще наш хутор был бедным и рассказывал на ночь страшные истории... Появлялся на хуторе дьявол в человеческом образе, гулял с хлопцами, девицам подарки дарил. А потом пропадал на время и опять появлялся. Жил там же сирота Петр Безродный, у тетки своей, и любил он дочку Коржа (богатого человека). Корж был против того, что бы иметь Петра зятем, хоть и знал, что дети дружат с детства, даже как-то высек его. Нашел для дочери богатого ляха. Дочь — Пидорка — отправляет своего шестилетнего брата Ивася к Петру сказать об этом, и о том, что она не хочет идти за ляха. Петро, узнав об этом, напился. Появляется дьявол Басаврюк, предлагает сделку. Петро согласился. Дьявол: "Пойди завтра в Медвежий овраг и сорви папоротник, кой цветет только в ночь под Купала. Я буду ждать тебя там в полночь". Сделал Петро так, как ему сказано было. Привел Басаврюк его к ведьме. Та указала Петру, где копать. Раскопал он сундук с золотом, но сундук в руки не дается, все глубже в землю уходит. Сказала тогда ему ведьма, что не видать ему золота, пока не достанет крови человечьей. И подвели они к нему Ивасю — брата Пидорки. Он воспротивился, но, увидев сокровища, разум его помутился, и убивает он Ивася. Вернувшись домой, проспал две ночи, а когда Вакула же по приезде идет к Чубу свататься. Чуб соглашается из-за подарков. Оксана очень рада его возвращению и говорит, что она и без черевичек согласна замуж выйти. Женятся. Вакула расписывает хату, а в церкви намалевал черта в аду такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо.
Страшная месть
Киев. Есаул Горобец празднует свадьбу сына. Гости: названный брат есаула Данило Бурульбаш с женой Катериною и годовалым сыном. Катеринин отец, вернувшийся после 20-летней отлучки, не приехал с ними. Есаул выносит образы. В толпе колдун исчезает, устрашившись образов. Пан Данило имеет свою дружину в 10 человек, охраняют Украину от ляхов. Данило боится ляхов, которые собираются отрезать путь к запорожцам. Плывут мимо замка колдуна и кладбища его дедов. Шевелятся кресты, являются мертвецы. Десять молодцов — детей дома. Ссора с тестем. Дошло до сабель, потом до мушкетов. Ранен Данило. Примирились. Катерина рассказывает мужу сон, будто отец ее и есть колдун, и во сне отец говорит ей, что она будет его женой. Данило идет в дозор. А Катю запирает под стражу. В лесу замечает старика-отца. Едет за ним. Тот идет в замок, где живет колдун. В окно видит тестя-колдуна в турецком облачении, он вызывает душу Катерины, называет ее доченькой. Вспоминает, как убил ее мать. И предлагает Катерине стать его. Она не уступает. Данила рассказывает все жене, та отрекается от отца-богоотступника.
В подвале дома Данилы в цепях сидит колдун, горит его замок, его ждет казнь не за колдовство, а за сговор с ляхами. Смилостивившись, Катерина отпускает его. Данила, уезжая на войну, просит ее беречь сына. Колдун приводит войско ляхов. В бою победили казаки, но колдун убивает Данило. Катерина живет у Горобца. Во сне к ней опять приходит колдун-отец и обещает убить ребенка, если она не станет его женой. Проснувшись, видит сына мертвым и сходит с ума.
С Запада скачет исполинский всадник с младенцем, глаза его закрыты, остановился он на горе Криван в Карпатах.
Катерина ищет своего отца, чтобы убить. Приезжают гости, и среди них Катерина узнает своего отца, бросается на него с ножом, но колдун сам ее убивает. Его не успевают поймать, он ускакал.
Колдун, узнав об исполинском всаднике, в страхе бежит, так как узнал в нем незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. В Киеве он убивает святого схимника, который отказался молиться о неслыханном грешнике. Его конь сам идет к Карпатам. Тут недвижный всадник открывает глаза и смеется. Ухватил всадник колдуна и поднял его в воздух. Вмиг умер колдун: "Ворочал он по сторонам мертвыми глазами и увидел поднявшихся мертвецов от Киева, и от земли Галичской, и от Карпат, как две капли воды схожих лицом на него. И все мертвецы вскочили в пропасть, подхватили мертвеца и вонзили в него свои зубы".
Кончается песней старца бандуриста в городе Глухове о войне короля Степана с турком и о братьях казаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду получил, поделился с братом. Завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем в пропасть. Однако успел Иван ухватиться за сук, и стал карабкаться наверх с сыном за плечами. Но Петро толкнул Ивана пикой, и казак с младенцем полетел на дно. Забрал Петро все добро и стал жить, как паша. Потом Петро умер.
Как умер Петро, так призвал бог души обоих братьев на суд. И предложил бог Ивану самому выбрать казнь для Петро. Иван пожелал, чтобы потомки Петра не знали счастья па земле, а сам он чтобы был сброшен в ту же пропасть, что и он. "Страшна казнь, тобою выдуманная, человече! — сказал бог. — Пусть будет все так, как ты сказал, но и ты сиди вечно там на коне своем, и не будет тебе царствия небесного, покамест ты будешь сидеть там на коне своем!" И до сих пор стоит на Карпатах дивный рыцарь на коне, и видит, как в бездонном провале грызут мертвецы мертвеца, и чует, как лежащий под землею мертвец растет, гложет в страшных муках свои кости и страшно трясет всю землю..."
Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Эту историю рассказал Степан Иванович Курочка из Гадяча, и с его слов была записана в тетрадку, и тетрадь эта была положена в стол. Старуха же, которая жила у него, была неграмотная, и много листков из тетрадки потаскала на пироги, так что конец у этой истории отсутствует.
I. Иван Федорович Шпонька
Иван Федорович Шпонька в отставке и живет на хуторе в Вытребеньках. В школе он учился прилежно. Был произведен в аудиторы учителем латыни. Был бит тем же учителем, робкий, не имел желания идти на штатскую службу. Спустя два года вступил он в П*** пехотный полк. Держался особняком. За исправность, спустя 11 лет по получении прапорщика, был произведен в подпоручики.
В продолжение этого времени он получил известие, что матушка его скончалась. А управлять имением взялась тетушка Василиса Кашпоровна Цупчевська. Она пишет ему письмо, что больна, хотя на самом деле здорова как мужик.
Иван Федорович получил отставку с чипом поручика, и поехал домой.
II. Дорога
В дороге ничего не случилось слишком замечательного. Ехали две недели. В одном из постоялых дворов знакомится со своим соседом Григорием Григорьевичем Строчепко.
III. Тетушка
Тетушка Василиса Кашпоровна была дамой около 50, рост она имела почти исполинский, дородность и силу совершенно соразмерную. Замужем никогда не была. Тетушка рассказывает ему о Степане Кузьмиче, который оставил дарственную Ивану Федоровичу на свои земли, но бумаги находятся у Сторченки.
IV. Обед
Иван Федорович приехал в село Хортьпце к обеду. Сторченский уверяет его, что никакой дарственной нет. За столом Иван Федорович знакомится с матерью Стороченки и его сестрами и Иваном Ивановичем. За обедом происходит спор о жаренных индейках. С великим трудом вечером Ивану Федоровичу удалось уехать от чересчур гостеприимных хозяев.
V. Новый замысел тетушки
Иван Федорович рассказывает тетушке об обеде и сестрах Григория Григорьевича. Тетушка загорелась мыслью женить племянника на одной из сестер Сторченского.
Через четыре кучер Омелько запряг богатую бричку, и тетушка с племянником поехали к Сторченским. Там они очень мило беседовали, а когда дамы собрались пойти смотреть ковры, то мать Сторченского попросила свою белокурую дочь Машу остаться с Иваном Федоровичем. Но разговор у Ивана Федоровича и Марьи Григорьевны не клеился, оба робели. По дороге домой Василиса Кашпоровна сказала племяннику, что он должен обязательно жениться па Маше. Иван Федорович раньше обычного уходит спать, все думает о будущей жене, и чем больше он думает, тем меньше ему это нравится. А ночью снится ему сон, где видит он жену с гусиным лицом, и не одну, а несколько, везде жена, куда ни повернись, и в шляпе, и в кармане... То ему снилось, что жена тащит его на колокольню, приговаривая, что он колокол. То ему спилось, что жена это не человек, а какая-то шерстяная материя. Иван Федорович проснулся весь в поту. Как только встал, сразу обратился к гадательной книге, где был сонник.
Между тем в голове тетушки созрел совершенно новый замысел.
Рукопись здесь обрывается.
Заколдованное место
Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. Он был еще ребенком. Его отец выращивал арбузы и дыни. Как-то отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех сыновей и деда. У них было одно заколдованное место, где ничего не росло. Раз встал на него дед и перенесся далеко от дома, на гумно писаря. Идет домой, видит, на могиле горит свечка, "значит клад", а рыть нечем. Вернулся домой, взял лопату и пошел обратно, и не может найти то место с кладом. На другой день с лопатой встал на заколдованное место, и опять перенесся. Раскопал место, где горела свеча, взял горшок, ругая чертей. Мать в это время вылила на заколдованное место помои, и появился дед, а в руке вместо клада помои. С тех пор дед стал набожен.