Warning: mkdir(): Permission denied in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): Permission denied in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/cache_resume/_story_text/turgenev/otcy_i_deti/resume_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 102 Страница: [ 1 ]  2 

Главные герои:

Базаров, Евгений Васильевич, молодой человек, окончивший медицинский факультет университета, друг Аркадия Кирсанова.
Первый портрет: человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями. Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета. Лицо его было спокойно и "выражало самоуверенность и ум". При приветствии "тонкие губы Базарова чуть тронулись, но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его тёмно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа".

Обратите внимание на то, что первое впечатление имеет очень большое значение для анализа образа героя и постарайтесь использовать данную ци­тату при написании сочинения, анализируя образ Базарова. Из этой цитаты понятно, что Базаров-человек суровый, не склонный к проявлению чувств, не обладающий располагающим к себе обаянием, самоуверенный, но достаточно умный и наделённый природным спокойствием. Таково первое впечатление от встречи с Базаровым в романе.

Кирсанов, Аркадий Николаевич, сын Николая Петровича Кирса-нова. Аркадий закончил университет и возвращается в деревню к отцу. Портрет Аркадия в романе отсутствует, Тургенев лишь пишет, что это приятный молодой человек.

Кирсанов, Николай Петрович, отец Аркадия. Дворянин, живущий в своём поместье, имеющий две тысячи десятин земли и двести душ крестьян. Родился на юге России, закончил университет, так как на военную службу поступить не смог из-за хромоты, оставшейся после перелома ноги. Его отец - генерал, человек малообразованный, но не злой. Мать Николая Петровича была женщиной активной, любившей командовать, жившей в своё удовольствие, и из­редка уделявшей внимание детям. Николай Петрович с детства был слабым, особой храбростью не отличался, но был добрым по характеру и спокойным человеком. После окончания университета и смерти родителей женился на дочери чиновника и прожил с ней счастливо десять лет в своём имении, занимаясь хозяйством, читая литературу и выезжая на охоту. В этом браке родился сын - Аркадий. Жена Николая Петровича скончалась, когда Аркадий был ещё ребёнком. Отец занимался воспитанием сына, отдал его в университет, первые годы учёбы сына прожил с ним в городе, затем уехал в деревню.

Действие романа начинается с того, что Николай Петрович ждёт возвраще­ния домой сына Аркадия, успешно закончившего учёбу.

Кирсанов, Павел Петрович, старший брат Николая Петровича Кирсанова, бывший офицер гвардейского полка, человек строгих консервативных взгля­дов, понятий о чести и долге. Живёт вместе с братом в имении Николая Петро­вича. Первое знакомство с читателем: "Человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкно­венно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолго­ватые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юно­шескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большую ча­стью исчезает после двадцатых годов".

Одинцова, Анна Сергеевна, красивая женщина двадцати восьми лет, поражавшая всех своим чувством собственного достоинства. Портрет: "Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то лас­ковой и мягкой силой веяло от её лица. Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист." Отец Одинцовой был игрокам и аферистом, мать из обедневшего княжеского рода. После смерти родителей Одинцова жила со своей тёткой, злой и чванной старухой, пока не вышла замуж за человека богатого, намного старше её. Через шесть лет Анна Сергеевна овдовела, унаследовав всё состояние мужа. Вместе с Одинцовой жила её младшая сестра.

Николай Петрович ждёт сына Аркадия, возвращающегося после окончания университета в родное имение. Аркадий тепло приветствует отца и представ­ляет Николаю Петровичу своего друга - Евгения Васильевича Базарова, кото­рый принял предложение Аркадия погостить у него дома.

Аркадий рассказывает отцу, что знаком с Базаровым недавно, но очень дорожит этой дружбой. Николай Петрович признаётся сыну, что девушка Фе-нечка живёт с ним, естественно вне брака. Фенечка - это дочь хозяйки постоя­лого двора, где когда-то останавливался Николай Петрович. Он пригласил дочь и мать переехать к нему в усадьбу, мать стала экономкой. Аркадия это нисколько не смущает, и отец с благодарностью воспринимает спокойное от­ношение сына к произошедшим переменам.

По дороге домой Аркадий размышляет: "Нет, небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?.." Тем временем Тургенев приводит пейзаж цветущей весны, которая, как бы проти­воречит мыслям Аркадия.

Николай Петрович Кирсанов, Аркадий и Базаров, войдя в дом, встречают Павла Петровича (смотрите выше "Павел Петрович Кирсанов"). Павел Петрович знакомится с Базаровым. Базаров сразу же производит на Павла Петро­вича неприятное впечатление.

После ужина, за которым Базаров почти не разговаривал, Аркадию Базаров высказал своё впечатление о Павле Петровиче, назвав его чудаковатым человеком, щёголем в деревне. Зато отца Аркадия Базаров воспринял иначе: "... Славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк".

Обратите внимание на то, как Базаров легко даёт оценки людям, которых видит впервые. Он совершенно не стесняется высказывать самое критиче­ское мнение, несмотря на то, что Николай Петрович и Павел Петрович - родственники Аркадия. При написании сочинения вы можете охарактеризо­вать такое поведение Базарова либо как смелость, честность, откровен­ность суждений, либо как самоуверенность и изначально предвзятое отно­шение ко всем окружающим. Сам Тургенев считал, что Базаров искренен и справедливо критикует людей. Многие критики писали, что Базаров - просто человек невоспитанный, кроме того не обладающий сочувствием, не умеющий прощать чужих слабостей.

На следующее утро Базаров отправляется на болото за лягушками для медицинских опытов. Аркадий тем временем знакомится с Фенечкой, любовни­цей отца, пытаясь ни в чём не причинить отцу неудобства.

Рассказывая о Базарове отцу и дяде, Аркадий говорит, что Базаров - нигилист, т. е. человек, "который ко всему относится с критической точки зрения. Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитета- ми, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип." Отец и дядя Аркадия считают, что нигилист — это слово, которое "означает человека, который... ничего не признаёт", "который ничего не уважает".

Основной спор вокруг романа был связан с образом Базарова и разным пониманием слова "нигилист". Сам Тургенев вкладывал в слово "нигилист" именно тот смысл, о котором говорит Аркадий. Но, анализируя образ Базарова, мнос ие чиЩатели и критики приходят к выводу, что нигилист - это не человек, критически ко всему относящийся, а человек, не уважающий чужую точку зрения, не желающий принимать то, чего он не знает или что ему не интересно. При написании сочинения вы можете придерживаться точки зре­ния самого Тургенева, либо критиковать Базарова, принимая второе опреде­ление слова "нигилист ".

Первый серьёзный разговор состоялся между Базаровым и старшими Кирсановыми за завтраком. Павла Петровича возмутила развязная манера говорить Базарова, который отвечал на все вопросы коротко, неохотно и почти дерзко. Базаров с уважением относится к немецким учёным, а русских учёных считает слабыми специалистами, добавив к этому, что "порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта". Павла Петровича возмущает точка зрения Базарова, он не может понять, как можно так легко отрицать искусство и собственные русские корни. В этом разговоре наметился главный конфликт между старшими Кирсановыми и Базаровым, между старшим и молодым поколением.

Аркадий Кирсанов, неуютно чувствующий себя при конфликтах, пытается убедить Базарова, чтобы тот не был так резок, и рассказывает ему историю жизни своего дяди.

История Павла Петровича Кирсанова.
Павел Петрович пошёл по пути военной карьеры, и уже в двадцать восемь лет был капитаном, любил шумное общество, светскую жизнь, не очень любил читать, но считался приятным собеседником и пользовался огромной популярностью у женщин. В двадцать восемь лет Павел Кирсанов влюбляется в красивую, обаятельную, легкомысленную женщину, бывшую замужем. Это была княгиня Р. Княгиня ответила Кирсанову взаимностью. Павел Петрович из-за этой любви потерял голову, страдал в разлуке, но его страдания стали невыно­симыми, когда княгиня его разлюбила. Он чуть не сошёл с ума, ревновал, искал встреч. Он подал в отставку, уехал вслед за своей любимой за границу на четыре года, где на короткое время вновь сошёлся с княгиней Р., а после нового расста­вания вернулся в Россию. Страдания Кирсанова на этом не закончились, за де­сять лет он так и не смог вернуться к карьере, найти себе занятие. Его цель в жизни сосредоточилась на этой женщине. Когда же княгиня Р. умерла, Павел Петрович был в состоянии, близком к помешательству. В это же время овдовел его младший брат, Николай Петрович, и Павел поселился у брата в деревне.

Выслушав историю Павла Петровича, Базаров сказал Аркадию, что человек, посвятившей всю свою жизнь неразделённой любви, ничего в жизни более не до­бившийся, - это "не мужчина, но самец..., дурь из него не вся вышла". На возражения Аркадия, что таково было воспитание дяди, Базаров говорит, что "всякий человек сам себя воспитать должен", человек не зависит от окружающих людей и обстоятельств. Возвышенные чувства между мужчиной и женщиной Базаров на­зывает романтизмом, художеством и чепухой.

С точка зрения Базарова вы можете согласиться, сказав, что любой чело­век должен уметь справляться с собой, даже если речь идёт о неразделённой любви. Базаров считает, что каждый человек должен быть самостоятель­ным, найти своё призвание, сделать что-то важное в жизни. Человек не мо­жет быть сильным, если собственные чувства закрыли для него все возмож­ности, которые предоставляет нам судьба.

Но можно отнестись к точке зрения Базарова и по-другому. Он отрицает любые чувства, подвергая сомнению тем самым естественную потребность человека в любви и сочувствии. Отвергать любовь Базаров имеет право, но при этом он является абсолютно одиноким человеком, одиночкой по убеждениям. Хорошо ли ему от этого? Приятно ли Базарову осуждать Павла Петровича? Конечно, приятно, так как Базаров, критикуя кого-то, чувствует себя лучше, выше и умнее этого человека. Базаров не умеет или не хочет понимать и прини­мать страдания других людей, он не признаёт ни за кем право на ошибку. Но то­гда он должен быть готов к тому, что никто не признает и его слабостей, его ошибок. Готов ли Базаров прожить жизнь, в течение которой никто его не по­жалеет, ни одной ошибки ему не простят?

Далее мы узнаём, что у Николая Петровича и Фенечки есть сын Митя, который родился совсем недавно, шесть месяцев назад.

Базаров знакомится с Фенечкой. Девушка Базарову нравится, но он не понимает, почему Фенечка стесняется своих отношений с Николаем Петровичем. Оказывается Аркадий в душе всё-таки осуждает отца за связь с молодой де­вушкой. Базаров с ним не согласен, так как считает, что люди никогда не должны стесняться своих чувств.

В разговоре с Аркадием Базаров замечает, что "русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения", что "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".

Эти фразы Базарова нужно обязательно проанализировать в сочинении или в устном ответе, так как они имеют важное значение для раскрытия идеи романа. Вы можете взять за основу своих рассуждений одну из двух то­чек зрения, которые мы вам далее представляем.

1. Базаров отчасти прав, критикует он не стремление к прекрасному, не любовь к природе, а такое отношение к жизни, когда относясь хорошо к той же самой природе, человек не желает ничего сделать для улучшения и сохра­нения этого мира. В этом случае наш главный герой выступает не против всего прекрасного, а против людей, которые считают, что если они восхи­щаются прекрасным, то они уже могут считаться людьми духовными. Из-за природного самолюбия Базаров критикует очень резко, не вдаваясь в объясне­ния, но, если подумать, в его словах есть глубокий смысл. Выступает Базаров против тех, кто искренне считает, что, восхищаясь сочинениями Пушкина, они становятся равны самому Пушкину. С точки зрения Базарова, человек, читающий великих писателей, понимающий их, но никак не применяющий это понимание в жизни, - пустой человек, о чём наш герой и сообщает Павлу Петровичу и Николаю Петровичу Кирсановым.

2. Базаров лишён чувства прекрасного, ему не дано понять смысл искусст­ва, красоту природы, поэтому относится он ко всему как к предметам для работы, оценивая их с точки зрения полезности-бесполезности. Кроме того наш герой пытается доказать окружающим, что он лучше и умнее их. Такую позицию старшее поколение называет мальчишеством, т. е. стремлением самоутвердиться любой ценой, ничего при этом не имея за душой. С этой точки зрения слова Базарова о том, что природа не храм, а мастерская, - это слова человека, готового разрушать и уничтожать всё, что он не пони­мает, просто потому, что его злит собственная неспособность постигнуть смысл каких-то явлений жизни.

Прошло две недели. Павел Петрович возненавидел Базарова, считая, что тот его презирает. Николай Петрович опасается, что Базаров плохо повлияет на его сына. Фенечка относится к Базарову с симпатией, она однажды даже попросила его посмотреть больного Митю. Слуги также относятся к Базарову хорошо, считая его своим, т. е. не барином.

Николай Петрович случайно услышал разговор Аркадия и Базарова, когда молодые люди говорили о нём. Базаров назвал отца Аркадия человеком хорошим, но занимающимся ерундой. Ерундой Базаров считал чтение Пушкина. Аркадий соглашается с тем, что взгляды Николая Петровича на жизнь безнадёжно устарели, "его песенка спета". Л Николай Петрович рассказал об услы­шанном своему брату и был очень расстроен: "Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сой­тись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушёл вперёд, и понять мы друг друга не можем... Кажется, я всё делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завёл, ... читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, - а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета." Павел Петрович не согла­шается с братом: "Ну, я так скоро не сдамся. У нас ещё будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую."

Серьёзный спор, усугубивший обоюдную неприязнь между Павлом Петровичем и Базаровым, вскоре состоялся.

- Позвольте, Павел Петрович, - промолвил Базаров: - Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для общественного блага? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.

Павел Петрович побледнел.
-... Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки... Я хочу только сказать, что аристократизм - принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные и пустые люди.
- Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.
- Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, - промолвил Базаров, - В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем.
- Всё?
- Всё, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
- Однако, позвольте, - заговорил Николай Петрович. - Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете... Да ведь надобно же и строить.
- Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить.
Павел Петрович и Базаров принимаются спорить о том, кто из них больше знает русский народ, а Базаров замечает с гордостью, что его дед был крестьянином, он сам из народа, а Павел Петрович даже разговаривать с мужиками не умеет.

Базаров:
-... Мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству; мы увидели, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором...
- Так, - перебил Павел Петрович, - так: вы во всём этом убедились и решились сами ни за что серьёзно не приниматься?
- И решились ни за что не приниматься, - угрюмо повторил Базаров.
- А только ругаться?
- И ругаться.
- И это называется нигилизмом?
- И это называется нигилизмом, - повторил опять Базаров, на этот раз с особенной дерзостью.
- Действовать, ломать... - продолжал Павел Петрович. - Ну как же это ломать, не зная даже почему?
- Мы ломаем, потому что мы сила, - заметил Аркадий.
- Сила! Да вспомните, наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиной, а тех - миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнишие верования, которые раздавят вас!
- Коли раздавят, туда и дорога, - промолвил Базаров. - Только бабушка ещё надвое сказала. Нас не так мало, как вы полагаете.

Павел Петрович:
- Так, так. Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление. Вот, вот чем увлекается молодёжь, вот чем покоряются неопытные сердца мальчишек! И эта зараза уже далеко распространилась.
Базаров:
- Спор наш зашёл слишком далеко... Кажется, лучше его прекратить.
После этого разговора Николай Петрович был подавлен, а Павел Петрович
глубоко оскорблён и уверен в своей правоте. В тоже время Базаров вспоминает о том, что отец Аркадия получил приглашение приехать в гости от знатного родственника. Базаров предлагает другу съездить в гости, так как старшие Кирсановы от поездки отказались. На следующий день они уезжают в город.

В гости Аркадий Кирсанов поехал к Матвею Ильичу Колязину, старому другу Николая Петровича, хотя Колязин "был тоже из "молодых", т. е. ему недавно минуло сорок лет". Матвей Ильич был чиновником, тщеславным человеком, много читал, но к литературе относился надменно. Остановились молодые люди в трактире, попали на короткую встречу к губернатору, где губернатор пригласил их на бал. Аркадию и Базарову встречается молодой человек по фамилии Ситников, ученик Базарова, и приглашает их в гости к интересной женщине. Друзья принимают приглашение. Они встречаются с эмансипированной женщиной Евдоксией Кукшиной. В разговоре с ней Базаров выясняет, что в городе есть хорошенькая дама по фамилии Одинцова, правда, её считают странной женщиной.

На балу у губернатора молодые люди встречают Одинцову (смотрите портрет Одинцовой). Аркадий мгновенно влюбляется в Анну Сергеевну, Базарову она тоже нравится. Одинцова приглашает молодых людей к себе в гости в усадьбу. Базаров и Аркадий знакомятся в гостях с её младшей сестрой Катей. Катя - "девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими тёмными глазами... Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи..."

Базаров разговаривает с Одинцовой как с равной, что очень удивляет Аркадия. Аркадий влюблён и чувствует себя рядом с Анной Сергеевной полным мальчишкой.

Базаров:
- Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной берёзой.

Одинцова:
- ... Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым?
- Нет, есть: как между больным и здоровым... Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы; от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет... При правильном устройстве общества совершенно будет всё равно, глуп ли человек или умён, зол или добр.

Аркадию нечего добавить к разговорам Базарова и Одинцовой и он во всём соглашается со своим другом.

Аркадию Базаров говорит об Одинцовой: "Да, баба с мозгом. Ну, и видала же она виды... Но чудо - не она, а её сестра... Из этой ещё что
вздумаешь, то и сделаешь; а та - тёртый калач.

Из приведенного выше текста видно, что Базаров прекрасно разбирается в людях, больше всего ценя в них жизненную хватку и опыт. Его приятно поражает самостоятельность Одинцовой, её практичность, несмотря на его восторги Катей, об Одинцовой он говорит как о равной себе, что в устах Базарова является большим комплиментом.

На Одинцову Базаров также произвёл впечатление. Анна Сергеевна была женщиной ни во что особо не верящей, ни перед чем не отступавшей. Её особо сильно ничто не волновало, она привыкла к своему образу жизни и не желала его менять. Мысли о страсти она отгоняла, так как любовь могла нарушить её спокойную жизнь. Иногда ею овладевали мечты, но она быстро гнала их прочь. Она никогда никого не любила по-настоящему. "Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего."

Базаров ради общения с Одинцовой отложил поездку к родителям. По мере пребывания в гостях он стал тревожен, "легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте". Аркадий страдал от неразделённой любви к Одинцовой, но невольно замечал, что общение с младшей сестрой Анны Сергеевны Катей ему очень приятно. Они общались парами: Базаров с Одинцовой, Аркадий с Катей. Катя, как и Аркадий, обожала природу, искусство. Одинцова и Базаров ко всему этому были равнодушны. Стало понятно, что Базаров влюблён в Одинцову, но справиться со своими чувствами не мог, несмотря на то, что изо всех сил пытался заглушить в себе вспыхнувшую страсть. Он злился, понимая, что становится романтиком. Одинцова также была увлечена Базаровым, "она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала, даже тогда, когда он её сердил или оскорблял её вкус, её изящные привычки".

Пытаясь справиться с собственной страстью, Базаров решает уехать к родителям. Перед отъездом происходит его объяснение с Одинцовой.
- Зачем ехать? - проговорила Одинцова, понизив голос.
- А зачем оставаться? - ответил Базаров.

Одинцова слегка повернула голову:
- Как зачем? Разве вам у меня не весело или вы думаете, что об вас здесь жалеть не будут?
- Я в этом убеждён.
- Думайте, что хотите, но мне будет скучно, когда вы уедете...
- В самом деле? Во всяком случае долго вы скучать не будете. ...Да вот, например: через несколько минут пробьёт десять часов, и я уже наперёд знаю, что вы прогоните меня.

- Нет, не прогоню, Евгений Васильевич. Вы можете остаться. Отворите это окно... мне что-то душно... Я вижу, вы меня знаете мало, хотя вы и уверяете, что все люди друг на друга похожи и что их изучать не стоит. Я вам когда- нибудь расскажу свою жизнь... но вы мне прежде расскажите свою.

- Я вас знаю мало, - повторил Базаров. - Может быть, вы правы; может быть, точно, всякий человек - загадка. Да хоть вы, например: вы чуждаетесь общества, вы им тяготитесь - и пригласили к себе на жительство двух студентов. Зачем вы, с вашим умом, с вашей красотой, живёте в деревне?.. Я полагаю, что вы постоянно остаётесь на одном месте потому, что вы себя избаловали, потому, что вы очень любите комфорт, удобства, а ко всему остальному очень равнодушны.

Одинцова опять усмехнулась.
- Вы решительно не хотите верить, что я способна увлекаться?.. Разве я не могу полюбить? - промолвила она.
- Едва ли! Только я напрасно назвал это несчастьем. Напротив, тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается.
- Случается что?
- Полюбить.
- А вы почём это знаете?
- Понаслышке, - сердито отвечал Базаров.
"Ты кокетничаешь, - подумал он: - ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне..." Сердце у него, действительно, так и рвалось.

Базаров уходит, так и не закончив разговор. На следующий день Одинцова сама пригласила Евгения Васильевича с ней переговорить, возобновить вчерашний разговор. Анна Сергеевна просит Базарова быть откровенным, открыть перед ней душу.
- А вы заметили во мне сдержанность... как вы ещё выразились... напряжённость?
-Да.

Базаров встал и подошёл к окну.
- И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?
- Да, - повторила Одинцова с каким-то, ей ещё не понятным, испугом.
- И вы не рассердитесь?
-Нет.
- Нет? - Базаров стоял к ней спиной. - Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно... Вот чего вы добились.

Одинцова протянула вперёд обе руки, а Базаров упёрся лбом в стекло окна. Он задыхался: всё тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нём билась, сильная и тяжёлая, - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей... Одинцовой стало и страшно и жалко его.


- Евгений Васильевич, - проговорила она, и невольная нежность зазвенела в её голосе.

Он быстро обернулся, бросил на неё пожирающий взор - и, схватив её обе руки, внезапно привлёк её к себе на грудь.

Она не тотчас освободилась из его объятий; но мгновение спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова. Он рванулся к ней...
- Вы меня не поняли, - прошептала она с торопливым испугом. Казалось, шагни он ещё раз, она бы вскрикнула... Базаров закусил губы и вышел.

Одинцова остаётся одна. "Или?" - произнесла она вдруг и остановилась и тряхнула кудрями... Она увидела себя в зеркале; её назад закинутая голова с таинственной улыбкой на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она самец.


Страница: [ 1 ]  2