Как часто мы жалуемся, что не знаем, как поступить и не имеем того, с кем можно посоветоваться. Грустим, что нашего опыта не хватает, лишь бы решить какие-то проблемы, сделать правильный выбор, проанализировать ситуацию. Но на самом деле мы имеем вволю источников, откуда можем черпать жизненные знания, которых нам не хватает, откуда можем узнать больше о жизни и о сущности человека. Да, я имею в виду книги. Многие, наверное, считают, что главная функция книжек - развлекательная: захватывающий сюжет, интересные эпизоды - и ты такой удовлетворен, но, к сожалению, не все понимают, что когда учебник - источник знаний в определенной области науки, то художественная литература - источник знаний о жизни. И каждый должен научиться воспринимать то поучительное содержание, определенную авторскую философию, что заложена в классической литературе.

Даже те, кто согласен со мной относительно поучительной функции литературы, прочитав «Божественную комедию», могут подумать: да, литература учит, но чему нас, современных людей, может научить это произведение, которое было написано десятки лет назад, и есть какой-то непонятной выдумкой давнего мыслителя?.. Тем не менее лично уверен, что вечное произведение Данте не потеряло своей актуальности и, наверное, не утратит ее некогда.

В «Божественной комедии» автор изобразил Ад, Чистилище и Рай, подав подробную «классификацию» человеческих пороков и добродетелей. В Аду мучаются скупые, прелюбодеи, ростовщики, разбойники, грабители, убийцы, даже слишком напыщенные и и ленные тоже попали в Дантов Ад. В Чистилище люди заслужат прощения за свои грехи. Рай, так же, как Ад и Чистилище, распределяется на несколько уровней, где праведники размещены за количеством добрых дел, сделанных при жизни и за «степенью святости». Думаю, что, «классификация» Данте многим может показаться противоречивой (ведь понятие о грехе, точнее о тяжести греха, вопреки неприкосновенности религиозных канонов, все равно изменяется). Например, Данте размещает в одном из кругов Ада алхимиков, тогда как нам они кажутся таинственными средневековыми волшебниками, которые верили в существования магических сил, в возможность добыть бессмертие больше через свою наивность и традицию алхимии, чем через порочность... И в любом случае снова вспомнить, читая это произведение, о том, что леность или гордыня является грехом, - не будет лишним.

Но произведение Данте намного глубже, это не простой перечень грехов и добродетелей человека! И глубина его философского, поучительного содержания - большая, чем напоминание о том, что быть разбойником не следует... Читая «Божественную комедию», более всего пищи для раздумий я вынес из разговоров, которые ведет лирический герой с разными «жителями» Ада и Рая. Вот, например, находясь на первом уровне Рая, герой спрашивает, почему монахини, которые были украдены из монастырей, не могут попасть к высшим уровням Рая. И Беатричче, которая сопровождает героя Раем, отвечает, что жертва так же несет ответственность за то, что произошло, если она не боролась достаточно. Эта мысль звучит в произведении довольно попутно, но насколько ценна эта мысль! Откровенно говоря, я даже не ожидал подобных взглядов в произведении, написанном на границе Средневековья и Ренессанса, когда кротость была одной из главных основ религиозности... Читая это произведение, я уже в который раз убедился в том, что взгляды Данте были на самом деле очень прогрессивными как и в то время. Но возвратимся к этой мысли: значит, кротость судьбы - не всегда красивая черта, и борьба с несправедливостью необходима! Больше того, чрезмерная кротость собственно тоже считается за грех (через нее монахини не могут подняться выше). На самом деле, эта мысль, хотя и не новая, но по-настоящему полезная так как ее следует напомнить многим моим знакомым, лишь бы вылечить их от чрезмерного фатализма и привычки жаловаться на собственную «судьбу»!

Встретив в Раю души справедливых людей, которые сложились в символическую форму Орла (как символ справедливости), Данте отмечает: «Орел говорит «Я», а слышится «мы», так как справедливость - коллегиальная!» Разве не правда, актуально и для нашей времени! Наверное, многим моим современникам следовало бы перечитать это произведение, особенно это касается людей, которые так или иначе связаны с властью.

Наиболее поучительным показался мне эпизод беседы апостолов с главным героем. Определения, данные понятием надежды, веры, любви, мне сдались просто блестящими. А относительно их актуальности - это вечные темы, вечные ценности, ясная вещь, никогда ее не потеряют.

Читая «Божественную комедию», я также отметил, насколько важной есть для автора Любовь. И это не только любовь к женщине, которую он потерял, это Любовь высшая, философская, Любовь как состоянию души, как способ взаимодействия с миром. Даже в конце произведения, когда герой видит божество, он отмечает, что именно Любовь и возвращает его душу в божественную...

Проблемы ответственности за собственную судьбу, справедливости, сущности человеческих чувств, проблемы внутренней гармонии и любви - все эти вопросы остаются в нашей жизни. Я не могу сказать, что эти проблемы есть абсолютно не решаемыми, просто каждый человек должен найти собственные ответы. Здесь едва ли кто-то решит что-то за нас самих, но чтобы сформировать собственную позицию, мы можем обратиться к мыслям других людей. Произведение Данте Алигьери «Божественная комедия» имеет глубокую метафоричность и поучительное содержание. Итак, каждый, кто умеет воспринимать подтекст произведения, согласится, что «Божественная комедия» очень актуальная сегодня и может помочь нам в поисках собственного пути.