Что зрел — все расскажу,

И повесть не напрасна.

Данте
Он зрел картины Божьего суда,
Он побывал в чистилище и, зная
Дорогу в рай, достиг при этом рая,
Чтоб молвить правду, воротясь сюда...

Так сказал о великом Данте другой великий человек эпохи Возрождения — жи­вописец, архитектор, скульптор, поэт и инженер Микеланджело Буонарроти. Вернее, сказал о важнейшем труде его жизни, оказавшем влияние на искусство Возрождения в целом, — о «Божественной комедии».

Поэма задумана как «видение», рассказ-путешествие по загробному миру: Ад — Чистилище — Рай. И дело тут вовсе не в религиозных представлениях верующего ка­толика Данте о строении Вселенной, о том, что Земля — неподвижный центр мира, а внутри нее помещается ад. В поэме отражены представление поэта о мире, его миро­воззрение, политические взгляды, симпатии и моральные принципы.

Особенно показательна в этом отношении первая часть поэмы — «Ад». Это под­земная воронка, разделенная на девять кругов возмездий и наказаний, где грешни­ков ждет наказание в зависимости от тяжести их грехов.

Первый круг ада — Лимб. Здесь обитают души не совершивших греха, но умер­ших некрещеными. Данте населяет Лимб любимыми античными поэтами и литера­турными героями, здесь обитает его проводник по Аду и Чистилищу знаменитый рим­ский поэт Вергилий. В средние века он пользовался славой мудреца и олицетворяет в поэме земной разум.

Приход в Лимб чем-то напоминает приход в мир мечты. Герои античности прини­мают Данте в свой круг, и он гордится этой честью.

Во втором кругу Ада томятся души тех, «кого земная плоть звала», кто несет кару за греховную любовь. Мы видим здесь ассирийскую царицу-развратницу Семирами­ду, «грешную блудницу» Клеопатру, Елену Прекрасную. Их души погублены из-за жажды наслаждений. В вечном вихре кружится пара — Паоло и Франческа. Но поэт не осуждает Франческу, изменившую нелюбимому мужу. Наоборот, он оправдывает ее и сочувствует влюбленным. Муки этих двух грешников, которые и в аду вместе, так потрясли Данте, что он лишился чувств.Данте утверждает и право человека на познание окружающего мира, уважая лю­бознательность и мужество Улисса (Одиссея), дерзнувшего, вопреки богам, заглянуть за пределы дозволенного. Он призывает отдать земные чувства «постиженью новиз­ны», чтобы «увидеть мир безлюдный».

Наказания, которые терпят в Аду разного рода грешники, дают нам представле­ние о взглядах Данте, его понимании Добра и Зла.

Поэт ненавидит всякий обман: в страшных рвах-пазухах восьмого круга ада му­чаются души фальшивомонетчиков, ложных прорицателей, льстецов. Борясь за чис­тоту церкви, он помещает в специальный ров грязных корыстолюбцев из высших цер­ковных чинов и даже самого папу — за продажу церковных чинов и индульгенций, за обман человеческих душ.

Кара грешника всегда связана с самим грехом: тираны тонут в реках крови, льсте­цы носят свинцовые одежды, позолоченные снаружи, обманщики погружены в ров вверх ногами.

По словам А. С. Пушкина, «единый план «Ада» есть уже плод высокого гения».

На самую большую кару обречены изменники. Они пребывают в ледяном болоте. Трое из них: Иуда, предавший Христа, и убийцы Юлия Цезаря Брут и Кассий — на­ходятся в пасти самого Люцифера, как предатели своих благодетелей.

Чистилище — это холм добродетели из семи ступеней, где на каждой ступени смы­вается со лба печать греха.

Проводником Данте по Раю является Беатриче — идеальная женщина, любовь Данте, адресат его сонетов. Она символизирует Божественный разум и воспринимает­ся как воплощение абстрактной любви, «что движет Солнце и светила».

В своей поэме Данте вершит суд над темными силами средневековья, обличает пороки, возвеличивает любовь, прославляет деяния человека.

В. Г. Белинский считал, что «Божественная комедия» выразила «всю глубину духовной жизни своего времени в свойственных этой жизни и этому времени формах», он увидел в ней «истинную «Илиаду» средних веков».