Что зрел — все расскажу,
И повесть не напрасна.
Данте
Он зрел картины Божьего суда,
Он побывал в чистилище и, зная
Дорогу в рай, достиг при этом рая,
Чтоб молвить правду, воротясь сюда...
Так сказал о великом Данте другой великий человек эпохи Возрождения — живописец, архитектор, скульптор, поэт и инженер Микеланджело Буонарроти. Вернее, сказал о важнейшем труде его жизни, оказавшем влияние на искусство Возрождения в целом, — о «Божественной комедии».
Поэма задумана как «видение», рассказ-путешествие по загробному миру: Ад — Чистилище — Рай. И дело тут вовсе не в религиозных представлениях верующего католика Данте о строении Вселенной, о том, что Земля — неподвижный центр мира, а внутри нее помещается ад. В поэме отражены представление поэта о мире, его мировоззрение, политические взгляды, симпатии и моральные принципы.
Особенно показательна в этом отношении первая часть поэмы — «Ад». Это подземная воронка, разделенная на девять кругов возмездий и наказаний, где грешников ждет наказание в зависимости от тяжести их грехов.
Первый круг ада — Лимб. Здесь обитают души не совершивших греха, но умерших некрещеными. Данте населяет Лимб любимыми античными поэтами и литературными героями, здесь обитает его проводник по Аду и Чистилищу знаменитый римский поэт Вергилий. В средние века он пользовался славой мудреца и олицетворяет в поэме земной разум.
Приход в Лимб чем-то напоминает приход в мир мечты. Герои античности принимают Данте в свой круг, и он гордится этой честью.
Во втором кругу Ада томятся души тех, «кого земная плоть звала», кто несет кару за греховную любовь. Мы видим здесь ассирийскую царицу-развратницу Семирамиду, «грешную блудницу» Клеопатру, Елену Прекрасную. Их души погублены из-за жажды наслаждений. В вечном вихре кружится пара — Паоло и Франческа. Но поэт не осуждает Франческу, изменившую нелюбимому мужу. Наоборот, он оправдывает ее и сочувствует влюбленным. Муки этих двух грешников, которые и в аду вместе, так потрясли Данте, что он лишился чувств.Данте утверждает и право человека на познание окружающего мира, уважая любознательность и мужество Улисса (Одиссея), дерзнувшего, вопреки богам, заглянуть за пределы дозволенного. Он призывает отдать земные чувства «постиженью новизны», чтобы «увидеть мир безлюдный».
Наказания, которые терпят в Аду разного рода грешники, дают нам представление о взглядах Данте, его понимании Добра и Зла.
Поэт ненавидит всякий обман: в страшных рвах-пазухах восьмого круга ада мучаются души фальшивомонетчиков, ложных прорицателей, льстецов. Борясь за чистоту церкви, он помещает в специальный ров грязных корыстолюбцев из высших церковных чинов и даже самого папу — за продажу церковных чинов и индульгенций, за обман человеческих душ.
Кара грешника всегда связана с самим грехом: тираны тонут в реках крови, льстецы носят свинцовые одежды, позолоченные снаружи, обманщики погружены в ров вверх ногами.
По словам А. С. Пушкина, «единый план «Ада» есть уже плод высокого гения».
На самую большую кару обречены изменники. Они пребывают в ледяном болоте. Трое из них: Иуда, предавший Христа, и убийцы Юлия Цезаря Брут и Кассий — находятся в пасти самого Люцифера, как предатели своих благодетелей.
Чистилище — это холм добродетели из семи ступеней, где на каждой ступени смывается со лба печать греха.
Проводником Данте по Раю является Беатриче — идеальная женщина, любовь Данте, адресат его сонетов. Она символизирует Божественный разум и воспринимается как воплощение абстрактной любви, «что движет Солнце и светила».
В своей поэме Данте вершит суд над темными силами средневековья, обличает пороки, возвеличивает любовь, прославляет деяния человека.
В. Г. Белинский считал, что «Божественная комедия» выразила «всю глубину духовной жизни своего времени в свойственных этой жизни и этому времени формах», он увидел в ней «истинную «Илиаду» средних веков».