Проходят года и столетия, уходят в небытие поколения людей, изменяются их обычаи, верования и взгляды, а великие художественные достояния остаются, надолго переживают своих создателей, по-новому разговаривают с каждой новой эпохой. Изображенные в них картины жизни давно отошли в прошлое, но мысли их авторов всегда обращены к будущему, всегда очаровывают и вдохновляют новые поколения… Уже в ранних своих произведениях Чальз Диккенс изображал переживания маленького человека. По моему мнению, в романе “Оливер Твист” автор придал своим эпическим полотнам новую социальную тональность, так как не мог молчать, видя, к каким трагическим последствиям приводит усиление эксплуатации народных масс Англии. На страницах романа разворачивается история жизни обездоленного мальчика, который остался круглым сиротой.
Он прошел тяжелую школу несправедливостей в рабочем доме, испытывая каждый день голода и холод и моральные унижения. Получив, по странному стечению обстоятельств, наследство, Оливер становится весьма обеспеченным человеком, даже после того, как поделился своим богатством с “братом” Монсом, который причинил ему в свое время немало зла. Итак, добро и честность торжествуют, зло наказано. Победить зло можно только с помощью активной борьбы, уничтожая его ростки как в обществе, так i в себе самом. Продолжая защищать принципы гуманизма и нравственности, Диккенс пишет ряд произведений, которые объединяются общим названием “Рождественские рассказы”. В основе рассказов - идея милосердия и взаимопомощи. Персонажи - представители самых различных социальных групп, которые под влиянием обстоятельств улучшают как собственное, так и общественное моральное состояние.
Одним из лучших произведений Ч. Диккенса признан и роман “Домби и сын”. Именно в этом произведении рождественская идея победы добра гармонично объединяется с глубоким социально-психологическим анализом. В романе почти нет тайн, взаимоотношения между людьми объективно переплетены и соединены в один узел. Общий тон романа лишен того оптимизма, который был присущ ранним произведениям писателя. Ч. Диккенс на протяжении всей жизни не переставал, временами напрасно, искать путь к уничтожению социальной несправедливости. Поэтому мы наблюдаем в романе “Домби и сын” борьбу между собой любви и ненависти, добра и зла. Наибольшую симпатию вызывает Флоя, изображенная в романе настоящий героиней. Она - пример христианской любви, умения терпеть.
Флоя воплощает в себе мысли о победной силе милосердия, как способа жить, дышать. Восхищает в романах Ч. Диккенса то, что все герои-дети страдают из-за несправедливости взрослых. На страницах своих романов автор создает лучшие условия для жизни персонажей: Оливер нашел родню, Флоя вернула к жизни отца. Т.е. именно дети у Диккенса дают пример более моральной жизни, жизни, достойной звания - Человек.