Диккенс-художник обладал богатейшим воображением. Эта удивительная сила воображения и знание неприглядных сторон жизни викторианской Англии помогли писателю создать многоликий и многокрасочный художественный мир, населенный бессчетным числом комических, драматических и трагических персонажей. Романы Диккенса, перенасыщенные бытом, нравами, людьми разных сословий, подробными деталями, выписанными с документальной репортерской точностью, сразу же приковывают внимание читателя веселыми, смешными сценками, смахивающими на анекдот, поражают юмором по отношению к любимым героям — простым, «не мудрствующим лукаво» людям. В художественном мире, созданном Чарльзом Диккенсом, воплотилась «объемная» реалистическая эстетика английского классического романа в его нравственных, психологических и философских аспектах.
Художественный мир Диккенса театрален и представляет собой сплав фантастики и реализма. Его отличает свойственная театру яркость и гиперболичность. Например, образы Ловкого Плута, Трухти Вэка и даже самого старика Скруджа — гиперболичны, но несмотря на все преувеличения, их характеры являются в высшей степени реалистическими социальными типами.
Ловкий Плут смешон и даже карикатурен, но и типичен. Этот наглый мальчишка, развращенный миром, в котором он живет, мстит, как может, этому миру за все, что ему пришлось вынести. На суде Плут нагло заявляет: «Эта лавочка не годится для правосудия». Воспитанный миром лондонских трущоб, Плут смешон и груб, но именно он заставляет читателя осознать, насколько ужасен этот мир, который сначала породил его, чтобы затем растоптать. В своих романах «Диккенс приглашает читателей не на последовательный и тонкий самоанализ страдающей души», а «в огромный зал первоклассного мюзик-холла, руководитель которого — автор — демонстрирует на сцене события и персонажи, гиперболизированные по сравнению с жизнью».
Художественный мир Чарльза Диккенса представляет собой извечную борьбу двух начал — добра и зла. Противостояние сил добра и зла определяет не только тематику его романов (например, тему «больших надежд»), но и своеобразие художественного решения этой проблемы в эстетическом и этическом плане. Диккенс, проповедник и моралист, в своих романах идейно утверждает добро — этический идеал писателя. Диккенс художник-реалист не может не «любоваться» созданными им героями, как олицетворяющими добро, так и олицетворяющими зло,— его эстетический идеал. Кстати, художественно более убедительными в романах писателя являются именно образы героев, олицетворяющих зло: Фейджин, Сайке, Чарли Бейтс, Ловкий Плут («Оливер Твист»); Ральф Никклби, Сквирз («Николас Никклби»); карлик Квелп («Лавка древностей») и др. Эти образы наделены запоминающимися характерами, индивидуализированы и, в то же время, типичны.