Герои Паустовского - люди разных возрастов и профессий: сельский мальчишка и кадровый военный, бакенщик и пианист, знаменитый художник и скромный топограф. Экзотические пристрастия писателя остались в прошлом. Паустовский убежден, что \"нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам, полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники\". Русская природа в изображении Паустовского обычна - мокрый от дождя куст на берегу Оки, легкий шум ветра в мелколесье, сильный запах травы, хлеба, земли.

Эмоциональность повествования невольно рождает ответный отклик, и лирическая атмосфера его рассказов пробуждает в читателе повышенную восприимчивость к прекрасному и в природе, и в людях. В обычных примелькавшихся образах и картинах раскрывается что-то новое - красивое, высокое, сильное. Проза писателя увлекает, но не интригующим сюжетом, не остротой конфликта.

В рассказе \"Дождливый рассвет\", например, разлито настроение ночной таинственности, действие протекает под мерный шум дождя. Промелькнула ненастная ночь. Вот и дождливый рассвет. Рассказ окончен. Но долго еще слышится сонный шум дождя в кустах, стук тяжелых капель в жестяном желобе, звучат отрывистые реплики действующих лиц. А из глубины души растет, поднимается какое-то щемящее чувство: ведь все это и в каждом сердце-и река, и дождь, и ожидание счастья. Это - Родина!

Между тем в первые послевоенные годы давление тоталитарного государства на искусство достигло предела. Постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам создали для творческих людей невыносимую обстановку.

Осенью 1947 г., находясь в поездке в воронежские края, Паустовский делился с К. А. Фединым: \"Мучительно перебираю в памяти, что еще осталось, о чем можно писать, и временами кажется, что уже ничего не осталось. Дни идут, перо ржавеет, и спасает меня от горечи всяческих размышлений только единственное, неизменное - степная осень, необыкновенное здешнее небо и тишина\". И вновь, уже в который раз, выручило Паустовского \"единственное, неизменное\": в 1948 г. была написана \"Повесть о лесах\".

\"Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку\" - эти слова Паустовского могут быть отнесены к нему самому. Они доказаны всеми его книгами.

Природа в художественном мире писателя - это не просто описание полей, перелесков, холмов и рек, рассветов и зорь, и не фон, на котором разворачиваются основные события. Чувство природы равнозначно для него чувству родины: \"Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе\".

Для Паустовского отношение к природе - один из основных критериев оценки человека. Писатель видел прямую связь между красотой русской земли и одаренностью ее народа, богатством и силой русского искусства: \"Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила ее эстетического воздействия так велика, что, не будь ее, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким он был. И не только Пушкина, но и Лермонтова, Чайковского, Чехова, Горького, Тургенева, Льва Толстого, Пришвина и, наконец, не было бы плеяды художников-пейзажистов: Саврасова, Левитана, Борисова-Мусатова, Нестерова, Куинджи, Крымова и многих других\".

Паустовский особенно дорожил лирическими красками родной природы: \"Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной - со всей своей грустью, спокойствием и простором, - как средняя полоса России. Величину любви к ней трудно измерить\".

Описывать природу Паустовский учился у живописцев: \"Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна еще и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть это и удивляться, что не замечали этого раньше\".

Рисуя пейзаж, писатель не ставил целью тщательно выписать все его подробности. Он избегал развернутых описаний природы, какие нередки у И.Тургенева и Л.Толстого, и, выбирая какую-то одну деталь, которая лучше других способна пробудить эмоциональный отклик в душе читателя, подавал ее крупно, настойчиво, как лейтмотив. Паустовский стремился к простоте, лаконизму и выразительности. Характерная особенность его словесного пейзажей - манера недоговаривать, недорисовывать, предоставляя читателю возможность воссоздать в своем воображении ту или иную картину. Писатель специально рассчитывал на читательское воображение и старался воздействовать на все органы чувств. Вы видите, как в \"просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет\", слышите, как \"стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны\", чувствуете \"запах можжевельника\" и, наконец, всем своим существом ощущаете чудо рождения летнего дня: \"В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит\".

Паустовский мастерски владел словом. Истоки этого мастерства - в прекрасном знании русского языка. Словарь писателя огромен. Он - знаток самых глубинных народных источников языка, одним из которых является опять-таки родная природа: \"Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины\".

Поучительную историю пересказал писатель со слов знакомого лесника: \"Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой...

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах\".

Поэтическая свежесть пейзажей писателя объясняется его умением улавливать и передавать тончайшие оттенки в значении слов, смысловые нюансы, которые часто стираются в повседневном употреблении. Под пером Паустовского оживает все богатство и великолепие русского языка.

Так завершается круговорот: человек углубляется в природу, а она вместе с другими своими щедротами одаряет его редким голосом, как бы повелевая рассказать о своей сокровенной прелести людям, не понявшим еще, что \"родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа\".




Воспевая в своих произведениях природу, писатель выступал ее защитником: \"Прекрасный ландшафт есть дело государственной важности. Он должен охраняться законом. Потому что он плодотворен, облагораживает человека, вызывает у него подъем душевных сил, успокаивает и создает жизнеутверждающее состояние, без которого немыслим полноценный человек нашего времени\".

Сказанное Паустовским - философом, певцом и защитником природы - доказывает его прозорливость. То, что вызывало раздражение у критиков 1930-х, 1940-х и даже 1950-х годов, совершенно по-иному воспринимается в наши дни, когда человечество начинает осознавать угрозу гибели всего живого на земле и постепенно понимает, что жизнь вне природы скудна и бессмысленна и что самые высокие достижения науки и искусства не смогут заменить общения с природой, когда борьба за охрану природы становится делом государств и народов.

Книги воспитывают экологически чистое сознание. У человека, читавшего Паустовского и воспринявшего его отношение к природе, не поднимется рука на безответное деревце или беззащитную речку. Даже специалисты-биологи утверждают, что Пришвин и Паустовский сохранили своими рассказами рек и лесов больше, чем иные строгие меры.

Только один пример. В 1980 г. пролив, соединяющий Кара-Бугаз с Каспийским морем, был засыпан. Последовала экологическая катастрофа. В 1992 г. пролив пришлось восстановить. Миллионы рублей были потрачены зря, целый регион оказался под угрозой гибели. А ведь подобная ситуация рассматривалась в повести Паустовского.

Когда умер Сталин и страна вступила в период, названный оттепелью, первое, что сделал Паустовский, - осуществил заветную мечту побывать в странах Европы. А было ему уже за шестьдесят! Тут же выяснилось, что \"пейзажист\" Паустовский куда глубже разобрался в сложившейся в стране и в литературе ситуации, чем иные политически активные писатели. В хоре славословящих новый \"оттепельный\" этап как чуть ли не ренессанс русской литературы нельзя было не услышать его трезвого голоса: он прозвучал в защиту книги В. Дудинцева \"Не хлебом единым\", подвергшейся травле со стороны партийных и литературных чиновников. Знаменательна позиция Паустовского в трагических событиях, связанных со скандалом вокруг \"Доктора Живаго\" Б. Пастернака, участие писателя в подготовке и выпуске альманахов \"Литературная Москва\" и \"Тарусские страницы\".

Паустовский считал, что и после доклада Н. Хрущева на Двадцатом съезде КПСС в стране мало что изменилось. Проницательность этой оценки подтвердилась и негативной реакцией критики на \"Золотую розу\", вышедшую в свет в 1955 г. Эта книга о писательском труде была плодом многолетних раздумий художника о своем призвании, об особенностях творческого процесса. Но она плохо вписывалась в каноны социалистического реализма.

Завершить \"Золотую розу\" Паустовский не успел. Фрагменты ее позволяют судить о грандиозности замысла, а главное - о необходимости подобной книги для современного читателя. Сущность, место, функции художественной литературы как вида искусства, природа художественного таланта и процесс творчества - эти и подобные проблемы и сейчас живо волнуют и читателей, и специалистов по литературе. Паустовский одним из первых почувствовал веление времени. Вслед за ним в период \"оттепели\" свои книги о писательском труде опубликовали Ю. Олеша и В. Катаев, Р. Гамзатов и В. Панова, С. Антонов и А. Бек.

Показывая, как создается прекрасное, \"Золотая роза\" помогает находить его в произведениях художественной литературы, понимать его, наслаждаться им.

Представление о художественном мире Паустовского будет неполным, если не сказать о его произведениях на историческую тему. Экскурсы в историю наблюдались уже в \"Кара-Бугазе\", \"Черном море\" и других книгах писателя. Свое первое историческое произведение он написал в 1933 г. в связи с приглашением М. Горького участвовать в работе над \"Историей фабрик и заводов\". Называлось оно \"Судьба Шарля Лонсевиля\" и рассказывало о судьбе французского офицера, захваченного в плен в 1812 г. Затем последовала \"Северная повесть\", в трех частях которой прослеживалась история двух русских семей, дворянской и крестьянской, во времена декабристов, в 1916 - 1917 гг. ив 1930 - 1940-е годы нашего века.

Два этих произведения тематически примыкали к основному массиву русской исторической прозы 1920 - 1930-х годов (А. Чапыгин, О. Форш, А. Толстой, Ю. Тынянов и др.), исследовавшей родословную русской революции. Правда, художественные принципы изображения истории у Паустовского были несколько иными.

Излюбленным жанром исторической прозы у писателя были жизнеописания: \"Меня всегда интересовала жизнь замечательных людей. Я пытался найти общие черты их характеров - те черты, что выдвинули их в ряды лучших представителей человечества.

Кроме отдельных книг о Левитане, Кипренском, Тарасе Шевченко, у меня есть главы романов и повестей, рассказы и очерки, посвященные Ленину, Горькому, Чайковскому, Чехову, лейтенанту Шмидту, Виктору Гюго, Блоку, Пушкину, Христиану Андерсену, Мопассану, Пришвину, Григу, Шарлю де Костеру, Флоберу, Багрицкому, Мультатули, Лермонтову, Моцарту, Гоголю, Эдгару По, Врубелю, Диккенсу, Грину и Малышкину\".

Этот перечень может быть дополнен именами И. Бунина, А. Куприна, О.Уайльда, Р. Фраермана, М. Лоскутова и др.

Нетрудно заметить, что особенно много Паустовский писал о людях искусства. Он надеялся, что с течением времени их деятельность станет интересной для каждого человека: \"Мы должны быть владетелями искусства всех времен и всех стран. Мы должны изгнать из своей страны ханжей, озлобленных против красоты только за то, что она существует независимо от их воли\".

В пропаганде шедевров искусства писатель видел глубокий смысл, ибо \"в каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, - совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на все, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире\".