История и современность, прошлое и настоящее, традиция и новаторство - вечные проблемы самой жизни, проблемы философии, проблемы искусства. Четкое уяснение своего места в историческом процессе необходимо каждому мыслящему человеку, художнику в особенности. Позиция Паустовского - \"писал ли я о близкой мне по времени действительности или о минувшей эпохе, я ставил перед собой современные цели\" - предельно ясна. Как писатель он постоянно обращен к современности. Однако его понимание современности своеобразно. Погоня за бегущим днем, за ускользающей модой - не для него. А вот увидеть и показать в сегодняшнем дне то, что накапливалось, зрело, готовилось многими предшествующими поколениями, те нравственные и эстетические ценности, которые складывались веками и без признания которых нет и не может быть гармонии ни в душе человека, ни в обществе, эту задачу писатель успешно решал в своей творческой деятельности.

Традиционным методом большинства писателей, работавших над исторической тематикой, было исследование причинно-следственных связей в историческом процессе: бесконечного многообразия конфликтов, сцеплений, противоборств идей и личностей, причем главное внимание эти авторы уделяли сферам политики и экономики. Одной из их задач была реставрация в произведении исторических фактов и событий, создание наиболее достоверных характеристик исторических лиц. На этом пути приходилось вступать в невыгодное для писателя соревнование с историком, который всегда имеет в глазах читателя преимущество в своей области. Еще долго придется доказывать, что вымысел художника позволяет подчас больше приблизиться к истине, нежели выверенные научные методы и подлинные документы.

Знание прошлого формирует в человеке, по мнению Паустовского, \"чувство истории - чувство драгоценное\". Сам писатель сумел, что доказывают его книги, воспитать в себе это чувство. Паустовский, в отличие от других авторов, занятых исторической проблематикой, обращался к изображению не столько самих фактов, событий, лиц, сколько к эмоциональному восприятию и оценке их современниками, явно отдавал предпочтение исследованию внутренних коллизий личности перед картинами быта и интерьера, перипетий истории, каковые выступали у него своеобразной декорацией, фоном. Изобразить прошлое через отражение его в сознании и эмоциях персонажей произведения - тонкая и трудная задача. Но традиционный исторический материал благодаря столь оригинальному подходу осмысливается по-новому.

Более других Паустовского привлекали чувство любви к отечеству, чувство социальной справедливости, чувство прекрасного. Его интересовало, как проявлялись эти чувства на разных этапах истории у разных - по социальному положению, возрасту, национальности - людей.

Произведения писателя на историческую тему успешно решали сложную задачу - они осуществляли связь времен. Пережив все случившееся с Лонсевилем, например, читатель уже не будет воспринимать историю как отдаленное прошлое. Осмысливая прошлое с высоты нового исторического времени, Паустовский как бы передавал эстафету предшественников грядущим поколениям. В этом он также видел свой долг перед людьми.



В 1930 - 1940-е годы у Паустовского не нашлось последователей. Но время подтвердило перспективность его оригинальных подходов к историческому материалу. В 1970 - 1980-е рядом с писателями, работавшими в традиционных исторических жанрах (Д. Балашов, С. Залыгин, Н. Задорнов и др.), появились Ю.Трифонов (\"Нетерпение\"), Ю.Давыдов (\"Две связки писем\"), Б. Окуджава (\"Путешествие дилетантов\", \"Свидание с Бонапартом\"), которые удачно использовали его опыт проникновения в душе прошлое через внутренний мир, психологию отдельной личности.

Писатель владеет искусством ставить общечеловеческие проблемы на конкретном современном материале, улавливать те особенности, которые определяют суть добра и зла, долга и верности, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного на определенном историческом этапе развития общества.

Понять и оценить произведения Паустовского нетрудно. Не следует только подходить к ним с заранее подготовленными мерками.

Пребывание в \"стране Паустовского\" оставляет глубокий след в душе читателя. Оно обогащает память и облагораживает чувства. Писатель, счастливо нашедший свое призвание, приходит на помощь тем, кто хочет любить жизнь, природу, людей, искусство. Он открывает им глаза на красоту в повседневности и в искусстве.

Время и его проблемы отразились в произведениях Паустовского через призму его своеобразного таланта и освещены мировоззрением человека принципиального, последовательного и целеустремленного. Личность художника, человека, \"создавшего себя\", может быть примером благородства и преданности своему делу.

Творчество Паустовского дорого миллионам и миллионам читателей еще и потому, что в каждом сердце, действительно, есть скрытая струна, отзывающаяся даже на слабый призыв прекрасного.