«Гамлет» – одно из самых весомых произведений мировой литературы за все времена ее существования. Система образов, мастерски выстроенная автором, разрешает как можно лучше раскрыть философские проблемы, заложенные в основу произведения. Важно понять, что каждый из образов, обрисованных в произведении, далеко не однозначен. И в самом деле – обсуждая в классе трагедию «Гамлет», у нас возникали горячие дискуссии по поводу почти каждого персонажа. Даже в этом уже кроется успех произведения: персонажи неоднозначные, а – живые, поскольку однозначно положительные герои или насквозь отрицательные негодяи – типы, которые встречаются только в литературе, в жизни ничего определенного, очерченного, статического не существует, итак именно двойственность образов, их внутренние разногласия и делают их жизненными.
Я много размышлял над этим произведением. Самым сложным для, понимания , конечно, есть образ Гамлета: разве легко нам полностью понять героя, если он ставит себе (а затем – и читателю) вопрос, на который мы сами не имеем ответа? Но и второстепенные персонажи непростые.
Образ Офелии вызывает у разных читателей разные эмоции: от негодования через кротость девушки к искреннему сочувствию. Но и судьба неблагосклонна к Офелии: ее отец Полоний на стороне Клавдия, который виновен в смерти отца Гамлета и есть его отчаянным врагом. После смерти Гипноигия, которого убил Гамлет, в душе девушки происходит трагический излом и она болеет. В такую круговерть попадаются почти все герои: Лаерт, Клавдий (который, видев свою очевидную «негативность», все же мучается укорами совести…) Но главное в трагедии Шекспира – не внешняя интрига, а внутренние конфликты героев, что среди образов трагедии нет добрых и плохих, не только прибавляет правдивость созданным образам и делает произведение интереснее. Это отображает сущность человеческой души: зло и добро присутствующее в каждом, и борьба добра и зла в нашем копоте – не соревнования супергероя против негодяя. Это весьма примитивное восприятие мира), борьба добра и зла происходит внутри личности. Каждый из героев мучается одной и той же проблемой. Я бы назвал это проблемой выбора: как сделать правильный выбор? Какой путь избрать?
Эти вопросы возникают перед каждым персонажем шекспировских произведений. Отличие между героями именно заключается в том, «добрый» или «плохой» путь они избирают. Я пишу эти прилагательные в кавычках, так как речь идет о внутренних конфликтах такого масштаба. Невозможно дать однозначную оценку действиям человека, да и часто мы не знаем, правильно ли совершили, даже когда выбор уже сделан. Воплощением внутреннего Конфликта и проблемы выбора есть монолог Гамлета «Быть или не быть.
В своих драмах Вильям Шекспир обращается к главнейшим философским темам человечества. Не только «Гамлет», а и почти все произведения гениального драматурга – достояния мировой литературы и не теряют своей актуальности, как не теряют, ее вечные литературные темы и вечный вопрос. Философия в трагедиях Шекспира не высказана прямо: она воплощается через сам текст. Образы, созданные минором, и являются воплощением той или другой проблемы, той или другой жизненной позиции.
Каждый из героев произведения Вильяма Шекспира воспринимается читателем неоднозначно. Даже образ Гамлета можно воспринимать как слабого человека (разве в нашем современном мир, частично воспитанном на комиксах и фильмах сомнительного качества, тот кто не выглядит супергероем в борьбе со злом, не кажется слабым?), а можно – как человека чрезвычайного ума и жизненной мудрости. Невозможно дать однозначную оценку образам Шекспира, но я надеюсь, что осмысление их и формируется со временем в сознании каждого, кто читал это величественное произведение, и поможет дать собственный ответ на вечное шекспировское «быть или не быть?»…