Размышления Гамлета о бренности жизни прерываются звуками труб. На кладбище движется похоронная процессия. Лаэрт спускается в могилу, пусть зароют и его вместе с сестрой. Офелия мертва. Гамлет не знал об этом. Но зачем же Лаэрт похваляется своей скорбью? Разве меньше скорбь Гамлета? Принц спрыгивает в открытую могилу. Между ним и Лаэртом завязывается борьба. Их разнимают, но скоро им снова придется встретиться. Гамлет и Лаэрт. Как схожи, казалось бы, их цели. И тот и другой поклялись отомстить за убийство отца. Но как различны эти люди по своему духовному складу. Гамлет живет в сфере мысли, он ищет правды, томится в мире-тюрьме и отвергает мораль тюремщиков и палачей, отвергает традиционные прописи житейской мудрости. Лаэрт довольствуется готовыми общепринятыми мнениями, заповедями отцов, феодальной моралью. Нимало не задумываясь над жизнью, он принимает ее такой, какая она есть.
Гамлет медлит со свершением мести. Лаэрт без раздумий стремится к цели. Долг мести вытесняет в нем все другие помыслы и стремления. Гамлет сложен и глубок. Он противостоит феодальному миру, он несет в себе будущее. Лаэрт - плоть от плоти Полония - целиком в плену у прошлого. Пусть он человечнее и лучше наемных убийц и лицемеров, окружающих его в Эльсиноре, но все же он присоединяется к их лагерю и готов идти к свершению долга чести нечестным путем. Лаэрт принимает план короля. Он будет сражаться с Гамлетом отравленной рапирой. Перед поединком Гамлет протягивает руку Лаэрту и просит у него прошения за то зло, которое причинил ему, не имея злого умысла. До конца он не теряет веры в человека. Может ли он подозревать друга детства в предательстве? Стучат рапиры. Волнуются король и королева. Лаэрт ранит Гамлета, но в пылу борьбы они обмениваются рапирами, и Лаэрт тоже поражен отравленным острием. Королева-мать пьет из чаши, приготовленной королем, для Гамлета. Там яд. Умирающий Лаэрт открывает Гамлету все.
* Ø «Всему король, король всему виновник».
И Гамлет, собрав последние силы, закалывает короля. Мщение свершилось. Горацио хочет умереть вместе с Гамлетом и подносит к губам чашу с остатками яда. Гамлет удерживает его, он просит друга поведать миру о его жизни.
* О жизни тех, кто остался, думает он в последний миг, уходя из жизни.
* О жизни, о потомках, о судьбах своей страны.
За сценой слышатся звуки марша. Это идет норвежский принц Фортинбрас, новый властитель Дании.
К будущему обращена развязка трагедии. Может быть, те, кто придет на смену погибшим, будут жить по-другому. И, может быть, им поможет повесть о горестной судьбе датского принца, вставшего на борьбу за поруганную правду. Каждое столетие, каждый народ открывали новые грани в трагедии Шекспира. Образ Гамлета получал различные толкования и сценические воплощения, вызывал споры. Многие видели основу трагедии датского принца в недостатке воли к действию, во внутренней слабости, переизбытке самоанализа, ведущем к раздвоению. Но такое толкование односторонне, оно обедняет Гамлета и притупляет остроту главного конфликта трагедии. Шекспировский Гамлет вовсе не слабая личность. Он смел и решителен, он не боится взглянуть в лицо правде. Внутренний разлад возникает в нем не от недостатка воли к действию, а от сознания неразрешимости своего конфликта с обществом. Подобно многим гуманистам эпохи Возрождения, Гамлет опередил свой век. Его идеалы, цели, требования к человеку выше и глубже идеалов феодального мира и нарождавшегося тогда буржуазного общества, его мечта о высоких и чистых отношениях между людьми не может осуществиться в мире Клавдиев и Полониев, Гильденстернов и Розенкранцев.
Что может быть мучительнее для сильного, чем ощущение своего бессилия, невозможности сокрушить одинокой борьбой мир-тюрьму? Прозорливость Гамлета, его проницательность и сила ума лишь умножают эти муки. Он переживает двойной конфликт в борьбе с миром и с самим собой. В этом причина его медлительности и сомнений/Но все же Гамлет не смиряется, он отвергает выход в небытие, продолжает борьбу и перед смертью обращается к будущему.