Прием зеркального изображения, применен драматургом, с одной стороны, усложняет анализ, а с другой - подчеркивает взаимосвязанность всех элементов художественного пространства трагедии. В начале пьесы зритель узнает о кончине короля Гамлета. Тем не менее герой снова появляется в реальном мире - как Призрак. За сюжетом он - катализатор движения конфликта трагедии: извещает Гамлета о том, что тот должен стать своеобразным правопреемником посмертных дел своего отца. Он подталкивает героя к шагам, которые активизируют его разлад с собой и светом. Он заставляет искать истину о смерти отца, короля Гамлета, и измену дяди, короля Клавдия. Если вспомнить, что и принц, и его отец имеют одно имя, то, кажется, принц обречен продолжать жизнь и дела короля Гамлета.

Сюжетом трагедии Гамлету якобы предусмотрена роль тени отца, его орудие в борьбе со злом. Тем не менее анализ первого акта дает основания утверждать, что Гамлет в определенной степени является идейным антиподом Привидения, поскольку возражает месть как акт отплаты. Гамлет, душа которого осознала необходимость изменений, не может руководствоваться моральными законами прошлого. Он отказывается осуществить наказание без доказательства факта преступления. Размышляя о природе человека, молодой герой в одном из монологов говорит о приоритетности морали и духовности и тем самым подтверждает ориентацию в ценности нового времени.

Важным для анализа произведения есть вопросы, почему Гамлет способен видеть потустороннее? В начале действия Привидение наблюдают и Марпелл, и Бернардо, и Горацио, но дух отказывается от диалога с ними. Потустороннее приоткрывается только принцу. “… Воображение опасное для слабых”, - утверждает Призрак, доказывая, что Гамлет не является слабым. Ему приоткрывается больше, чем всем другим.


Новое гуманистическое сознание не сразу начинает властвовать в человеческих душах. Если во “времена родителей” ценностью были собственность и власть, то для принца Гамлета основа порядка и ручательство справедливости - это мораль, В традиционных интерпретациях шекспировской трагедии. Гамлет позиционируется как представитель Ренессанса носитель гуманистической идеи и основатель новой, человеколюбивой морали. Так, герой отказывается от мести как устаревшей формы наказания. Он мечтает о справедливости и старается утверждать ее своими поступками. Тем не менее (перебирая на себя функции власти или Господа) принц, как и его предки, узурпирует право на решение судьбы человека. Целью его жизни становится установление моральных законов в стране своего отца через посрамление (вспомним разговор с Гертрудой и Озриком) или уничтожение виновных, по его мнению, в том, что “подгнило что-то в государстве нашем Датском”.

Ренессансные представления о человеческом достоинстве, о праве, уме не могут утверждаться через уничтожение человека. Для драматурга, в пьесах которого хватало кровавых сцен, это, скорее, было аксиомой. Однако путь героев Шекспира к подобному мировоззрению был сложным и смертельно опасным.

Гамлет не ждет прихода “гуманистического ренессансного завтра”, не объясняет другим необходимость изменений. Каждый персонаж трагедии проверяется главным героем на соответствие веяниям нового времени, его высоким моральным требованиям. Он собственными действиями старается ускорить ход истории, заставить мир враз переродиться. И если кто-то не понимает Гамлета или бессознательно отказывается от поддержки изменений, которые происходят в сфере его духовного бытия и ощущаются только им, того ждет смерть. Вспомним Полония и Розенкранца с Гильденстерном. Выполняя, как ему кажется, волю Провидения, принц разрушает мораль, и в финале пьесы гибнет.