Пьеса «Пигмалион», пожалуй, самая известная и популярная из произведений Бернарда Шоу. В названии пьесы мы узнаем идею античного мифа о скульпторе по имени Пигмалион, который влюбился в вырезанную им из мрамора женщину и попросил богов оживить ее. Афродита, как известно, сжалилась над влюбленным и Галатея, так звали статую, стала его женой. Но эта идея у Шоу скорее ироническая. Да и кто из героев Пигмалион? Может, Хиггинс? Да, он действительно, будто скульптор, пытается создать из вульгарной невоспитанной цветочницы Элайзы Дулитл настоящую леди. Он гордится своим мастерством учителя языка и готов поспорить, что и с Элайзой у него все получится. И действие пьесы – это дискуссия о том, что главное – происхождение или воспитание? И оказывается, что научить языку – значит дать и основы культуры. А овладение культурой вызывает пробуждение чувства собственного достоинства. Именно это произошло с Элайзой Дулитл. Она еще никогда не чувствовала себя такой счастливой: ее уважают, ее воспринимают как личность. Это было странное ощущение – почувствовать себя человеком. Осознать это счастье. Тем больше счастья это Элайза заслужила и собственными усилиями. Самоуважение, которой пробудило в ней воспитание Хиггинса, стало стержнем новой личности Элайзы. Она почувствовала себя равной Хиггинсу. Даже более того. Элайза пробуждает человечность в своему учителе. То есть и она выступает как Пигмалион в отношении Хиггинса. Она по-своему творит образ человека, который учила ее хорошим манерам и языку. не очень задумываясь о собственном поведении.

Таким был Хиггинс. Элайза делает его другим – добрым, воспитанным, вежливым. Поэтому в основе пьесы гуманистическая идея о том, что воспитание и образование – создатели человеческой личности, и какое это счастье – чувствовать себя человеком.