Ваш молот не колонны и 
     статуи тесал — 
     сбивал со лбов короны 
      и троны сотрясал. 
     А. Вознесенский 
      
     Андрей Вознесенский буквально ворвался в поэзию в шестидесятые годы. Для него характерны были молодой задор, удивление и восхищение этим прекрасным миром, в котором ему суждено было жить и творить. 
     Поэма “Мастера” сразу выдвинула Вознесенского в разряд популярных и неординарных авторов. В произведении было столько молодой страсти, поэтической энергии, ритм его был так стремителен, а живопись броска, неожиданна, что о поэте сразу заговорили и заспорили. 
      
     Колокола, гудошники... 
     Звон, звон... 
     Вам, 
     Художники 
     Всех времен!.. 
     Ваш молот не колонны 
      И статуи тесал — 
     Сбивал со лбов короны 
     И троны сотрясал. 
      
     Эта поэма проникнута идеей бессмертия подлинного искусства. Ничто над ним не властно, даже безжалостное время. 
      
     Художник первородный — 
      Всегда трибун. 
     В нем дух переворота 
     И вечно — бунт. 
     Вас в стены муровали. 
      Сжигали на кострах. 
     Монахи муравьями 
     Плясали на кострах. 
     Искусство воскресало 
     Из казней и из пыток 
     И било, как кресало, 
     О камни Моабитов. 
      
     Для сюжета Вознесенский берет драматическую легенду о мастерах, построивших чудо-храм — Покровский собор, известный в народе больше под названием храм Василия Блаженного, и об ослеплении мастеров, дабы не сотворили еще лучше храма где бы то ни было. 
      
     Их было смелых — семеро, 
     Их было сильных — семеро, 
     Наверно, с моря синего 
     Или откуда с севера, 
     Где Ладога, луга, 
     Где радуга — дуга. 
     Они ложили кладку 
     Вдоль белых берегов, 
     Чтоб взвились, точно радуга. 
     Семь разных городов. 
      
     Поэма написана звучным, ярким языком. От главы к главе меняется ритм от “железного” скрежета и четкости в первой главе до бесшабашной скоморошьей песни во второй и третьей. 
      
     Кудри — стружки, 
     Руки — на рубанки. 
     Яростные, русские, 
     Красные рубахи... 
      
     Холод, хохот, конский топот да собачий звонкий лай. 
     Мы, как дьяволы, работали, а сегодня — пей, гуляй? 
      
     Поэт как бы соединил два времени. С молодым задором, безбоязненно он описывает далекое прошлое, не старается стилизовать свой язык под древнерусскую речь, а говорит на привычном ему и читателям языке. 
      
     ..А храм пылал в полнеба, 
     Как лозунг к мятежам, 
      Как пламя гнева 
     Крамольный храм! 
      
     Тема творчества и мастерства всегда актуальна, во все вре-I мена. Кроме этого, в поэме поставлен вопрос о власти и творце. Они вечно противостоят друг другу. Власть всегда видит угрозу и крамолу в творчестве, стараясь удушить творца. Но убить искусство невозможно, оно будет существовать до тех пор, пока будут жить люди. 
      
     Не быть, не быть, не быть городам! 
      Узорчатым башням в тумане не плыть. 
      Ни солнцу, ни пашням, ни соснам — не быть! 
      Ни белым, ни синим — не быть, не бывать. 
     И выйдет насильник губить — убивать... 
     Врете, 
     сволочи, 
     Будут города! 
     Над ширью вселенской 
     В лесах золотых 
     Я, 
     Вознесенский, 
     Воздвигну их! 
      
     Таким образом, осуществилась связь времен. Поэт чувствует себя наследником отцов и дедов, продолжателем их идей: 
      
     Я той же артели, 
     Что семь мастеров. 
     Бушуйте в артелях, 
     Двадцать веков! 
     Я тысячерукий — 
     руками вашими, 
     я тысячеокий — 
     очами вашими. 
     Я осуществляю 
     в стекле и металле, 
     О чем вы 
     мечтали, 
     О чем — 
     не мечтали...