Жюль Верн высоко ценил замечательного географа Элизе Реклю. Ученый, обладавший громадной эрудицией, неутомимый путешественник, талантливый публицист, общественный деятель и революционер анархистского толка, он был бесстрашным борцом Коммуны и избежал смертной казни только благодаря петиции, подписанной крупнейшими учеными разных стран. Реклю всегда был желанным гостем на улице Жакоб, 18. Он выпустил у Этцеля «Историю ручья» и «Историю горы», научно-популярные книги, признанные ло справедливости классическими образцами этого жанра. Выдающийся труд Реклю — «Новая всеобщая география» (1876—1894) позднее послужил Жюлю Верну настольной книгой, откуда он черпал обильный фактический материал для «Необыкновенных путешествий».
Преследования коммунаров и массовые судебные процессы продолжались до конца года. Среди сосланных на «вечную каторгу» в Новую Каледонию были люди, к которым Жюль Верн относился с искренним уважением:
Переживания «грозного года» не прошли для Жюля Верна бесследно. Его романы, написанные после „Коммуны, проникнуты благородной тенденциозностью: осуждение захватнических войн, милитаризма, колониальных грабежей, расовых предрассудков сочетается в них с утверждением демократических идей. Писатель убежден в необходимости свободного развития и мирного сосуществования равноправных народов. Его общественные идеалы воплощались обычно в форме аллегорической утопии, напоминающей пророчества провозвестников французского утопического социализма («Пятьсот миллионов, бегумы», «Таинственный остров», «Гектор ‘Сервадак» и др.).
…Уже в июне Этцель возобновил издательскую деятельность. Когда Жюль Берн показал ему рукопись «Дяди Робинзона», издатель посоветовал «бросить все это и начать с начала». Прежде чем взяться за коренную переработку этой «бледной робинзонады», писатель решил осуществить еще один замысел, возникший совершенно неожиданно при чтении статьи Вивьена де Сен-Мартена в географическом журнале «Тур дю Монд» («Вокруг света»).
Ученый доказывал возможность кругосветного путешествия за восемьдесят дней, если к услугам путешественника будут самые усовершенствованные виды транспорта и ему не придется потратить ни одного часа на ожидание. В статье был намечен примерный маршрут с расчетом времени на отдельных участках пути. Практическая трудность заключалась только в том, что расписание железнодорожных и пароходных линий не было приспособлено к такому жесткому лимиту времени.
Жюль Берн тщательно проверил все расчеты и пришел к выводу, что даже в пределах установленного срока путешественнику можно дать несколько дней на непредвиденные задержки. «В редкие часы досуга я готовлю рассказ о путешествии, проделанном с максимальной быстротой, какая только возможна в наше время»,— писал он отцу в конце 1871 года. Но Пьеру Верну не суждено было насладиться новым триумфом своего сына. Получив извещение о его тяжелой болезни, Жюль Берн в тот же день поспешил в Нант и… застал отца уже мертвым. Оборвалась самая прочная нить, связывающая его с родным городом.
Наибольший прижизненный успех выпал на долю Жюля Верна в семидесятых годах.
12 августа 1872 года французская Академия присудила писателю награду за серию романов «.Необыкновенные путешествия», но в число сорока «бессмертных» он никогда не был включен: академики считали, что автор приключенческих романов для юношества, как бы он ни был знаменит, такой чести не заслуживает.
С 6 ноября по 22 декабри 1872 года в фельетонах газеты «Ле Тан» печатался роман «Вокруг света в восемьдесят дней». По мере того как эксцентричный англичанин Филеас Фогг в сопровождении разбитного слуги Паспарту, индианки А.уды и сыщика Фикса продвигался все дальше по намеченному маршруту, интерес читателей неудержимо возрастал вместе с тиражом газеты.’ Лмериканские корреспонденты ежедневно сообщали по телеграфу в Нью-Йорк, какое новое препятствие было преодолено героем. Когда сенсационное путешествие стало приближаться к концу и Филеасу Фогту оставалось лишь пересечь Атлантический океан, представитель американской судоходной компании предложил Ж юлю Верну крупную сумму при условии, что его герой отправится из Нью-Йорка в Лондон на одном из лучших пароходов, принадлежащих именно этой компании. Но Жюль Берн не пожелал рекламировать в своем романе какую-бы то ни было фирму. Филеас Фогг, не дождавшись очередного рейсового судна, поспешил купить на собственные средства пароход «Генриетту».
Эффектная инсценировка «Вокруг света в восемьдесят дней», сделанная Жюлем Верном совместно с умелым драматургом-инсценировщиком Адольфом Деннери, была самым большим событием театрального сезона в 1874 году. Каждый вечер у боковой двери театра Порт-Сен-Мартен собирались толпы зевак, жаждавших увидеть, как проведут в стойло одного из участников феерического спектакля — огромного индийского слона, которому, по ядовитому замечанию Эмиля Золя, пьеса и была в первую очередь обязана своим баснословным успехом.
И в самом деле, небывалый успех постановки был вызван прежде всего сценическими эффектами. «Это такое представление, что глаз не отведешь», — писал своему сыну из Парижа Н. С. Лесков, приложив к письму афишу театра Порт-Сен-Мартен.