Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Он рос в окружении величавой красоты природы, и потому эко­логические проблемы были ему изначально близки.

«Царь-рыба» (1976 год, журнал «Наш современник») является повествованием в рассказах. Произведение посвя­щено взаимодействию Человека с Природой. Глава «Царь- рыба», давшая название произведению, звучит символи­чески. Единоборство человека с царь-рыбой имеет печаль­ный исход.

Идея повествования Астафьева состоит в том, что че­ловек должен жить в мире с природой, не разрушать гар­монии природы, не грабить ее. Повествование объединено образом автора.

Симпатии автора отданы многим персо­нажам: Акиму, Николаю Петровичу, Киряге-деревяге, Парамон Парамонычу, Семену и Черемисину, артели ры­баков и другим. Аким совершает подвиг, спасая в тайге женщину. Каждодневно подвергают свою жизнь опаснос­ти рыбинспектор Семен и его сын Черемисин: «На фрон­те так не измаялся, как с вами!» Николай Петрович, брат писателя, стал кормильцем большой семьи с малых лет. Он отличный рыбак, охотник, радушен, всем норовит помочь. Добрая душа у Парамона Парамоновича. Он при­нял отеческое участие в судьбе Акима.

Автор осуждает браконьерство в широком смысле это­го слова — браконьерство в жизни. В образе автора мы видим искреннего человека. На его отношение к жизни повлиял опыт Великой Отечественной войны. Он осужда­ет барыг-охотников на реке Сим. Лирический герой ро­мана — сам автор. Яркими красками воспроизводит ав­тор пейзажи. «Как хорошо, что меня не убило на войне и я дожил до этого утра...»
В главе «Туруханская лилия» мы встречаемся с ени­сейским бакенщиком Павлом Егоровичем. Он относится к тем людям, что «сами все свое отдают, вплоть до души, всегда слышат даже молчаливую просьбу о помощи». ГЭС портит реку. «Нет и никогда уже не будет покоя реке! Сам
не знающий покоя, человек с осатанелым упорством стре­мится подчинить, заарканить природу...» Впечатляет эпи­зод с распятым на скале мужиком и переселением в Туру- ханск. Читатель согласен с автором в осуждении трех «нормальных рабочих», занимающихся разбоем в тайге.

В главе «Уха на Боганиде» мы знакомимся с артелью рыбаков. Автор обращает внимание, что артель спасла многих ребят от голода, кормила их бригадной ухой. «Выжили и выросли на той ухе многие дети, в мужиков обратились, по свету разъехались, но никогда им не за­быть артельного стола». В образе Герцева автор облича­ет эгоцентризм и индивидуализм.

Браконьеры вышли в основном из старинного рыбац­кого поселка Чуш. Автор подробно описывает вид посел­ка, нравы его жителей. Мы видим пьющих мужиков, сту­дентку с бляхой на груди, капитана, обменивающего бу­тылку на рыбу. Показаны неприглядные браконьеры Дамка, Командор, Грохотало-бандеровец. В тексте звучит мысль, что «бесследно никакое злодейство не проходит». Браконьеры наказаны: Дамка оштрафован, у Грохотало отняли крупную рыбу, у Командора погибла дочь, Игнатьич попался на свои же крючки. Сильное впечатление производит описание Рыбы — огромного осетра.

Произведение Астафьева оказывает мощное и благотвор­ное влияние на читателя, как эмоциональное, так и по­знавательное.

Похожие сочинения

  1. Характеристика рассказа "Царь-рыба"
    Основные герои повествования в рассказах Астафьева «Царь-рыба» — Человек и Природа. Повествование объединено одним героем — образом автора — и одной всепоглощающей идеей -идеей неотделимости человека от природы. Глава «Царь-рыба», давшая название...смотреть целиком
  2. Сочинение по новеллистическому циклу Астафьева "Царь-рыба"
    Второй новеллистический цикл Астафьева "Царь-рыба" увидел свет в 1976 году. Здесь, в отличие от "Последнего поклона", писатель обращается к другой первооснове человеческого существования - к связи "Человек и Природа"....смотреть целиком
  3. Анализ рассказа "Царь-рыба"
    В рассказ "Царь-рыба", с моей точки зрения, поднимается очень сложный и важный психологический вопрос, заключающийся в отношении между индивидуумом и обществом. В роли первого здесь выступает Игнатьич, а в роли второго - жители его родного...смотреть целиком
  4. Совмещение реального и фантастического в рассказе Астафьева «Царь-рыба»
    Во многих произведениях русской литературы присутствует реальность и фантастика. Я хочу рассказать как в одном из рассказов Виктора Астафьева «Царь-рыба» совмещается реальное и фантастическое, что человек никогда не веривший ни в бога, ни в приметы,...смотреть целиком
  5. История написания произведения Астафьева "Царь-рыба"
    Сам писатель рассказывал, с каким трудом у него "выстраивалась" "Царь-рыба": "Не знаю, что тому причиной, может быть, стихия материала, которого так много скопилось в душе и памяти, что я чувствовал себя буквально им задавленным...смотреть целиком
  6. Реальное и фантастическое в произведении Астафьева Царь рыба
    Во многих произведениях русской литературы присутствует реальность и фантастика. Я хочу рассказать как в одном из рассказов Виктора Астафьева «Царь-рыба» совмещается реальное и фантастическое, что человек никогда не веривший ни в бога ,ни в приметы...смотреть целиком
  7. Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева “Царь-рыба”)
    В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование, в рассказах "Царь-рыба". Главные герои "Царь-рыбы" — это Природа и Человек....смотреть целиком