“Рассвет мой был темный…”, - сказал поэт о собственном детстве, отравленном распрями между набожной матерью и развратным отцом… Джордж Ноэль Гордон Байрон родился в Лондоне 22 января 1788 г. в семье обедневших аристократов. Слова А. С. Пушкина “наследник всех своих родных” касаются не только Онегина, а и Байрона. Род Байронов считался проклятым, так как его представители активно участвовали в погромах монастырей в XVI ст., когда Генрих VIII выводил страну из-под власти Ватикана. Хищные Байроны захватили тогда один из самых величайших монастырских комплексов под собственное имение. Его унаследовал десятилетний, красивый, но хромой мальчик, окруженный большим количеством родственников.
В Ньюстеде коридорами блуждали призраки, а большую часть средневековой крепости облюбовали для себя летучие мыши. Всю жизнь Байрона мучил вопрос проклятия от рождения, и он постоянно спрашивал у Бога: справедливо ли это? Интересно, что поэт, которого считают одной из центральных фигур мирового романтизма, относился к большинству тех, кого называли “романтиками”, с презрением. Он считал себя современным политиком, а не меланхолическим мечтателем, а своими литературными учителями считал просветителей. Дж. Свифта, Филдинга, Вольтера, Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Поупа. А революционная поэзия Дж. Мильтона вызывала у него огромное уважение. В юношеском стихотворении “Прощание с Ньюстедским аббатством” Байрон высказал свое жизненное кредо, которое никогда не предавал. Главное его содержание: быть ревнителем рыцарских традиций. Конечно, он не был похож на Дон Кихота внешне, но внутренне подражал этому герою.
Потомок паладинов и отчаянных путешественников, он не мог жить обычной жизнью и приспосабливаться к буржуазной Британии. Байрон считал себя современным поэтом, но на самом деле - жил прошлым, стремился к подвигам, старался защищать оскорбленных и всю жизнь искал куртуазной красоты в женщинах. Цивилизация с ее техническим прогрессом вызывала у него отвращение. Он искал настоящей жизни, осуществляя паломничества в “дикие” страны и находя развлечения в смертельно опасных морских переходах.
Наследие. Когда Байрон вышел на авансцену британской литературы, В. Скотт прекратил писать стихи, считая, что рядом с таким талантом нет никакого смысла это делать. Действительно, поэтический талант молодого лорда вселял трепет современникам. Его талант говорить, писать статьи и письма стихами казался сверхъестественным. Но репутация Байрона на родине - намного более противоречивая, чем в остальных странах мира. Британцы не считают его национальным поэтом из-за его отрицательного отношения к Англии, которую вечный бунтарь никогда не любил, подвергал британское общество резким саркастическим насмешкам и даже презрению. Будучи студентом Кембриджского университета, Байрон опубликовал сборник поэзий, который иронически назвал “Часа досуга” (1807).
Кстати, название этой книги может быть переведено и как “Часы безделья”. Дело в том, что Байрон никогда не считал поэзию основным делом своей жизни. Он пренебрегал “лейкистами” за их индифферентную общественную позицию. Основным делом своей жизни лорд считал борьбу, и, прежде всего, борьбу политическую. Противоречивый характер Байрона навевал ужас на британское общество. Но такой консерватор, как Вальтер Скотт, с глубоким пониманием отнесся к мятежному поэту, который не мог найти своего места в жизни, и считал травлю Байрона в Британии делом несправедливым. Скотта поддерживал и Й.В. Гете, который видел в лице поэта идеальный героический характер. Он даже сделал Байрона одним из героев “Фауста”, выведя его под именем Евфуриона, сына Фауста и Елены Прекрасной. Евфурион не был родившимся для реальной жизни, ведь его матерью был бестелесный идеал Красоты, и существовать прекрасный мальчик мог только в условиях абсолютного искусства.
И он бросился в “настоящую жизнь” и погиб, поскольку истина этого мира оказалась для него очень страшной. Байрон считал себя прежде всего политиком и постоянно затрагивал в своем творчестве болезненные общественные проблемы. Унаследовав место в Палате лордов, он выступал в защиту луддитов (участников первых стихийных выступлений рабочих против применения машин во время промышленной революции). Живя в Италии, поддерживал тесные связи с карбонариями (членами тайного общества, которые боролись за национальное освобождение и конституционный порядок). Помогал греческим патриотам, восставшим против турецкого ярма. Но его борьба может быть оценена по-разному. Вот мнение из “Английской литературы” современного писателя и литературоведа Э. Берджесса: “Его поэзия, в сущности, эгоцентрическая - он - герой “Чайльд Гарольда”, замечательного “Каина”, антирелигиозной драмы, “Корсара” и “Осады Коринфа”.
Изгнанный из Англии из-за скандала, который вмешался в его частную жизнь, позднее он стал великим насмешником над законами и обычаями своей страны… юношеский ум, ум нетерпеливый ко всему, даже к требованиям поэтического мастерства… Байрон - это молодой испорченный любимчик судьбы, который … презрительно улыбается, если что-то не совпадает с его представлениями о жизни. Он умер героически… но даже его борьба за Грецию против турок была юношеской попыткой сделать самого себя гомеровским героем - он жил в античной эпической Греции, которая существовала только в его воображении, а не в настоящей, современной Греции” . В этом высказывании есть большая доля правды. Политическая борьба, которую всю жизнь вел Байрон, намного ближе стоит к благородной войне с чудовищами, чем к современной политической деятельности.
Он категорически не воспринимал реальность и ее объективные законы, смотрел на мир с субъективной точки зрения, и в этом всегда оставался романтиком. Уже в “Часах досуга” в стихотворении “Прощание с Ньюстедским аббатством” (1803) мы видим, что 15-летний поэт ощущает себя в первую очередь частью старинного и знаменитого рода и готов посвятить свою жизнь рыцарскому служению. Ньюстед, родительское гнездо Байронов, уже не является таким величественным, как было когда-то. Старение Ньюстеда - это завершение феодальной эпохи и ее ценностей. Лирический герой оказывает сопротивление времени, заявляя о верности традициям своего знатного рода. Позднее Байрон будет всячески одобрять Великую французскую революцию и отдавать поэтические почести “народному императору” Наполеону Бонапарту. Но все-таки он был и остался лордом, не смотря на все попытки приобщиться к массам.
Для первого сборника поэта характерна “мировая скорбь” или крайний пессимизм, названный “космическим” из-за несогласия поэта не просто с отдельными недостатками окружающего мира, а со всей Вселенной вообще. “Конец! Все было только сном…” - писал 18-летний поэт в 1806 году в стихотворении, посвященном несчастной любви к Мэри Чаворт. Девушка отнеслась к обожествлению со стороны хромого мальчика скептически, и это обожгло Байрона на всю жизнь.
Интересно, что люди, которые, встречались на жизненном пути поэта, приносили ему страдания, побуждали его к одиночеству и озлобленности. Но их самих преследовал рок - они или заканчивали жизнь самоубийством, или сходили с ума (как это произошло с Мэри Чаворт). Поэтому в западном литературоведении над личностью Байрона витает мистический ореол.