В истории человечества есть имена, которые не перестают волновать умы и сердца все новых и новых поколений. Интерес к ним бывает так глубок, что порой даже забывается, как давно они жили и творили. Прошло свыше полутора веков со дня смерти Байрона, но его имя всегда близко и дорого тем, для кого имеют ценность благородные и отважные поступки, кому понятны высокие и прекрасные чувства борцов за национальную независимость и свободу народов, неустанная деятельность мыслителей и просветителей, утверждающих победу разума над невежеством и мракобесием. Творчество Байрона было неповторимо новаторским, его поэзия вошла в историю мировой литературы как выдающееся явление, связанное с эпохой романтизма, жизненный путь его был связан с участием в движении карбонариев за независимость Италии и Греции.
И как поэт, и как борец за свободу Байрон был для своего времени, по выражению Пушкина, «властителем дум». И до сих пор его творчество остается современным. До сих пор вокруг имени поэта бушуют страсти и ведутся споры. В основу советского байроноведения легли традиции передовой русской критики, начало которой было положено Пушкиным и декабристами, критики, получившей развитие в трудах революционных демократов, особенно Белинского.
Пушкин назвал Байрона «гением» и новизну его поэзии воспел во многих своих произведениях. Личность и характер Байрона Пушкин сравнил со стихией моря:Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могуч, глубок и мрачен,
Как ты, ничем не укротим, —
писал он в стихотворении «К морю».
Большое признание снискал Байрон среди декабристов, для которых был примером служения делу свободы, борьбы с тиранией. Декабристы переводили его произведения, сами создавали стихи и поэмы о нем.
Высокую оценку общественно-политического значения поэзии Байрона дал в русской критике Белинский. Он полемизировал с авторами работ о Байроне, которые осудили поэта, рассматривая его творчество как результат случайных обстоятельств и событий его жизни, как выражение свойств характера.
Определяя место Байрона в мировой литературе, Белинский указывал, что «всякий великий поэт потому велик, что корни его страдания и блаженства глубоко вросли в почву общественности и истории, что он, следовательно, есть орган и представитель общества, времени, человечества».
Поэты России, начиная с Пушкина и Лермонтова, открыли русскому читателю духовный мир английского поэта, своеобразие его поэтического видения, и благодаря им вольнолюбивая поэзия Байрона распространилась по всей стране.
Произведения Байрона выходят на разных языках. Его поэзия, исполненная высокого духовного содержания, почитается по-прежнему.
Наследие Байрона велико, поэт всегда оставался верным своим словам:
... все, что человечество гнетет,
всегда во мне противника найдет.