Стихотворение \"Фабрика\", написанное в конце 1903 года, может рассматриваться как точка поворота на творческом пути Александра Блока. В образе кого-то \"неподвижного\" и \"черного\" поэт, впервые непосредственно обратившись к социальной теме, попытался выразить свое (тогда еще смутное) представление о \"правопорядке\", обрекающем человека на \"томления рабьих трудов\".

Подъем освободительного движения в России не прошел бесследно и для Блока. В обстановке революционных событий 1904-1905 годов прежнее равнодушие его к общественно-политической жизни сменилось жадным интересом к широко развернувшейся народной борьбе за свободу. Он участвовал в революционных манифестациях и однажды во главе одной из них нес красное знамя. Революционные события отразились в целом ряде произведений Блока. На его стихах о городе лежат багровые отсветы, символизирующие все сильнее овладевавшую им тревогу. Багрово-красный цвет, которым в представлении поэта окрашен внешне нарядный, а внутри подгнивший мир \"сытых\", воспринимается как символ революции:

И казался нам знаменем красным

Распластавшийся в небе язык...

Революция 1905 года была глубоко пережита Блоком и сыграла громадную, можно сказать — решающую роль в его жизни и судьбе. Она вывела поэта из состояния уединения и созерцательности, в котором он долго пребывал, показала ему лицо быстро меняющейся жизни, пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело.

На смену мистическим видениям в таинственных храмах приходят реальные, неприукрашенные картины человеческого горя:

Мы встретились с тобою в храме

И жили в радостном саду,

Но вот зловонными дворами

Пошли к проклятью и труду.

Мы миновали все ворота

И в каждом видели окне,

Как тяжело лежит работа

На каждой согнутой спине...

Внимание Блока все больше привлекают \"новые люди\", поднимающиеся на арену истории \"из тьмы погребов\", — люди-труженики, творцы завтрашнего дня. В поэте просыпается чувство общественной активности. Сам он ищет гражданской отваги, \"отважной красоты\" и гневно обличает тех, кто остается слеп и глух к запросам жизни.

Я вижу: ваши девы слепы,

У юношей безогнен взор.

Назад! Во мглу! В глухие склепы!

Вам нужен бич, а не топор!

Блок не шадит и самого себя — за то, что и ему не хватает отваги, за то, что, искренне скорбя о ниших и бедных, он и хочет и не смеет \"убить\"—

Отомстить малодушным, кто жил без огня,

Кто так унижал мой народ и меня!

Кто запер свободных и сильных в тюрьму,

Кто долго не верил огню моему,

Кто хочет за деньги лишить меня дня,

Собачью покорность купить у меня...

Поражение первой русской революции Блок воспринял крайне тяжело, говорил, что оно подорвало \"лучшие надежды\". Однако временное торжество реакции он все же правильно оценил как \"случайную победу\" палачей народа и не потерял спасительной веры в будущее.

Эй, встань, и загорись, и жги!

Эй, подними свой верный молот,

Чтоб молнией живой расколот

Был мрак, где не видать ни зги!

С таким призывом обращался поэт к русскому рабочему в 1907 году, в обстановке развернувшегося в стране жестокого контрреволюционного террора. И этой своей позиции он никогда не сдавал. В ряде статей и публичных докладов Блок звал интеллигенцию к сближению с народом, утверждая, что только с ним, с народом, \"все пути\", что народ является единственным источником всякой \"жизненной силы\", в том числе и творческой силы художника, поэта. В самое глухое время реакции у Блока складывается представление о \"живой, могучей и юной России\", которая \"мужает\" в \"сердце русской революции\". Он характеризует эту революционную Россию как \"грозу\", с которой \"никакой громоотвод не сладит\".

Похожие сочинения

  1. "Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге”. А. А.Блок
    В целом поэзия Александра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его ^поху общественно-историческими противоречиями. / Связующим...смотреть целиком
  2. Стихи А. А. Блока о Родине.
    «Этой теме (теме Родины) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», — писал А. Блок К. Станиславскому. Образ Родины проявляется в лирике Блока постепенно, она будто открывает то один свой лик, то другой. В стихотворении «Русь» (1906) Россия...смотреть целиком
  3. Тема России в творчестве А. А. Блока
    По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным...смотреть целиком
  4. Тема города в творчестве А. А. Блока  Новое!
    Цикл «Город» входит во второй том лирической трилогии Блока. Стихи этого цикла наполнены реалистическими чертами жизни горожан и такими же реалистическими пейзажами. Блок описывал Петербург – этот город-призрак с особой атмосферой, о которой писали в...смотреть целиком
  5. Метафора у Блока
    В стихотворении «Окна на двор» желтый созвучен ощущениям тоски, бесплодности бытия; это цвет забытых кем-то, ненужных уже утром свечей: От этого исходного рубежа — настроения печали, тоски — возникает широкая амплитуда чувств: и в сторону нагнетания...смотреть целиком
  6. Какой предстает Россия в лирике Блока  Новое!
    Тема родины – одна из главных в русской поэзии. Но в творчестве Александра Блока тема России обретает особое звучание. На рубеже веков о себе и своих современниках поэт сказал: «Мы – дети страшных лет России», поэтому не удивительно, что предчувствие...смотреть целиком
  7. «Страшный мир» в лирике А.А. Блока
    «Страшный мир» в лирике А.А. Блока Я вижу: ваши девы слепы, У юношей безогнен взор. Назад! Во мглу! В глухие склепы! Вам нужен бич, а не топор! А. Блок На годы реакции пришелся стремительный творческий рост Блока. Воодушевляясь идеями правды, справедливости,...смотреть целиком