Тема родины - одна из главных в русской поэзии. Но в творчестве Александра Блока тема России обретает особое звучание. На рубеже веков о себе и своих современниках поэт сказал: «Мы - дети страшных лет России», поэтому не удивительно, что предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» придавало особое звучание противоречивой любви Блока к России.

В ранней поэзии Блока тема России еще не звучит так остро, так надрывно. Поэзию Блока этих лет пронизывают образы русской культуры, нередко в их романтическом облике: например, в стихотворении «Ночь на. Новый год» возникает образ героини баллады

В. Жуковского. Мир молодого А. Блока - это мир прекрасной мечты, которой окутан образ России.

К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через познание страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает его герой, уйдя от Прекрасной Дамы, из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней. Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, «твари весенние», чертенята, «больная русалка». Не менее страшен и облик живущих там людей. Это герои зловещего балагана, носители «всемирной пошлости», живые мертвецы (цикл стихов «Пляски смерти»).
Наиболее известное стихотворение этого цикла «Ночь, улица, фонарь, аптека.,.», в котором даже его композиция подчеркивает полную безысходность и замкнутость жизни в страшный круг.

Однако страшный мир - это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в самом известном стихотворении «Незнакомка», надолго ставшем символом поэзии А. Блока, лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира «испытанных остряков», бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление - луна на небе — превращается в мертвый диск. И высшее мужество поэта не в том, чтобы не замечать уродливое, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну, даже такую неприглядную,

Сам Блок открыто выразил свою любовь-ненависть в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно...», изобразив отвратительного, безмерно бездуховного лавочника, вся жизнь которого - это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же обманывает на этот грош своего ближнего. Порой стихотворение звучит почти как сатира, а герой его обретает символические черты. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

Одним из первых непосредственных обращений А. Блока к теме России как к самостоятельной теме стало его стихотворение «Русь» (1906 год). Страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная.

Русь опоясана реками
И дебрями окружена
С болотами и журавлями,
И смутным взором колдуна...

Душа лирического героя погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах.

Цикл стихов «Родина», создававшийся почти десять лет вплоть до 1916 года, стал итогом размышлений Блока о судьбе своей страны. В этих стихах и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка- сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы, статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв.

В цикл входит и стихотворение «На железной дороге», в чем-то перекликающееся с некрасовским «Что ты жадно глядишь на дорогу...». Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии, Одно из наиболее известных стихотворений цикла - «Россия» («Опять, как в годы золотые...»). В последних произведения цикла «Родина» появляется новая тревожная нота, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России, ведь началась война 1914 года. Это ощущается в стихотворениях «Петроградское небо мутилось дождем...», «Я не предал белое знамя...», «Коршун» и других.

Однако тема трагического предвидения звучит задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии - «На поле Куликовом». Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории.

В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит... к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. Именно поэтому мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла «На поле Куликовом»:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь степной, наш путь - в тоске безбрежной.
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

Закат в крови! Из сердца кровь струится:
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

Вот оно, осмысление исторической судьбы России, И судьба эта пророчески доказана автором как трагическая. Символ ее - стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Даже природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет («Закат в крови!»). Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла
«Родина», например в стихотворении «Петроградское небо мутилось дождем...»: «В закатной дани были дымные тучи в крови».

И конечно, нельзя не вспомнить стихотворение «Река раскинулась...». Начинается оно как описание типично русского пейзажа, скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и надо сказать, в свое время оно шокировало многих. Ведь А. Блок называл свою страну «О, Русь моя! Жена моя!». Однако в этом нет поэтической вольности, это высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову «жена» символистами.

А. Блок употребляет здесь авторское «мы», размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами».). Нарастают восклицательные интонации, в семи строфах автор семь раз ставит восклицательный знак, предельно эмоциональна поэтическая речь. Это ощущение создается и стиховым строем Текста. Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую стремительность при передаче безудержного и страшного порыва, вечного боя, трагического приближения к гибели.

Стихи Александра Блока о России, прозвучавшие в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала особый драматизм, звучат и сегодня удивительно современно.