Как-то в разговоре с Блоком Ахматова передала ему замечание молодого поэта Бенедикта Лившица, \"что он, Блок, одним своим существованием мешает писать стихи\". Блок не засмеялся, а ответил вполне серьезно: \"Я понимаю это. Мне мешает писать Пев Толстой\". В другой раз, на одном литературном вечере, где они выступали вдвоем, Ахматова сказала: \"Александр Александрович, я не могу читать после вас\". Он с упреком в ответ: \"Анна Андреевна, мы не тенора\". Сравнение это, надолго запечатлевшееся в памяти, было, может быть, подхвачено через много лет в стихотворении, где Блок предстает как \"трагический тенор эпохи\". Ахматова рассказывает дальше: \"Блок посоветовал мне прочесть \"Все мы бражники здесь\". Я стала отказываться: \"Когда я читаю \"Я надела узкую юбку\", смеются\". Он ответил: \"Когда я читаю: \"И пьяницы с глазами кроликов\" — тоже смеются\".
Когда я думаю о Блоке,
Когда тоскую по нему,
То вспоминаю я не строки,
А мост, пролетку и Неву...
Наверное, эти стихи связываются с обликом неповторимого поэта России оттого, что он сумел с редкой художественной силой и убедительностью выразить в своем творчестве и себя, и то время, в которое жил. Личное и общественное так тесно переплелись в его поэзии, что их невозможно отделить друг от друга.
Гоголевская птица-тройка преображается у Блока в \"степную кобылицу\" в цикле \"На поле Куликовом\".
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Остановись!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Когда читаешь эти стихи, возникает ощущение, что бешеная, захлебывающаяся скачка, которую невозможно остановить, должна завершиться катастрофой. Россия неудержимо несется к своим страшным годам. Это прозрение Блока особенно подчеркивается последними строками, которые означают уже не только человеческий бунт, но и бунт неба.
У Блока много печальных, тревожных стихов. Он жил в такое время, когда невозможно было ограничиться \"мягкой\" лирикой, описаниями красот природы и любовных страданий.
Поэт спешил жить. И мечтал охватить своими стихами буквально все.
О, я хочу безумно жить,
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
\"Над городами стоит гул, в котором не разобраться и опытному слуху, — писал Блок в своем известном докладе \"Народ и интеллигенция\", — такой гул, какой стоял над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой, как говорит сказание\". После Октябрьской революции поэт снова вспомнил о \"грозном и оглушительном гуле, который издает поток... Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию\". К этому гулу он прислушивался, когда писал \"Двенадцать\": \"Во время и после окончания \"Двенадцати\" я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный...\"
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне...
\"Блок ждал Командора, — записала Ахматова в своих дневниках. — Это ожидание — также признак людей, обреченных погибнуть вместе со старым миром и чувствующих приближение гибели\".
Конечно, тонко чувствующая поэтесса меньше всего думала об идеологической концепции стихов Блока, о его личном отношении к переменам в России. Тут все и несколько проще, и несколько сложнее. Ведь настоящий художник — нерв эпохи, провод, по которому пропускает свой ток современность.
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы\' Безумья ль в вас, надежды ль весть?.. Любовь несовместима с жалостью, она же давала поэту твердую веру в Россию, в то, что она выстоит, не погибнет, несмотря на кровь и страдания. Пусть будет больше одной слезой, но все равно все те же \"лес и поле, да плат узорный до бровей\" — у России. Кровавый отсвет от дней войны и \"дней свободы\" не может затуманить ее \"прекрасные черты\".
Вообще-то поэт — всегда романтик. Особенно такой поэт, каким был Блок. Вечный поиск красоты, которому он посвятил всего себя, наложил отпечаток и на его творчество, на его художественное мастерство.
Скамья ладьи красна от крови
Моей растерзанной мечты,
Но в каждом доме, в каждом крове
Ищу отважной красоты.
Ю.Тынянов писал: \"Блок — самая большая лирическая тема Блока. Об этом лирическом герое и говорят сейчас. Он был необходим, его окружает легенда, и не только теперь — она окружала его с самого начала, казалось даже, что она предшествовала самой поэзии Блока...\"
Как здорово сказано: Блок — тема Блока! Тема самопознания важна для истинного писателя; познав себя, человек познает вселенную. Образ художника всегда многопланов и всегда глубоко индивидуален.
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!

Похожие сочинения

  1. Италия в стихах А. Блока и Н. Гумилева
    Италия... О Италия! Как бы стремительно ни бежало время, Италия никогда не состарится. Древность этой страны лишь передает неповторимый аромат ее юности. Очарование вечной молодости создается природой, морем, веселыми людьми... Но постоянно современные...смотреть целиком
  2. Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге". А.А.Блок. (По произведениям русской литературы. — Александр Блок. Стихи.)
    В целом поэзия Александра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его ^поху общественно-историческими противоречиями. / Связующим...смотреть целиком
  3. "Душа парила ввысь и там звезду нашла"
    О, я хочу безумно житъ! Все сущее — увековечить, Безличное — очеловечить, Несбывшееся — воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу большую литературу. Владимир Маяковский писал: "Творчество Александра Блока — целая поэтическая...смотреть целиком
  4. «Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути А. Блока
    В ночи, когда уснет тревога И город скроется во мгле — О, сколько музыки у Бога, Какие звуки на земле! А.А. Блок Александр Блок — уникальное явление в классической русской поэзии. Он завершает собой изысканную поэзию девятнадцатого и начинает...смотреть целиком
  5. Тема родины в творчестве А.Блока
    Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! Н.А. Некрасов К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Александр Блок. Тема...смотреть целиком
  6. Тема родины в поэзии Блока
    Хорошо известна поэтическая метафора: "Родина-мать". Русские художники часто изображали Родину в виде женщины-матери, например, на плакатах времен Великой Отечественной войны. В литературоведении этот способ называется "олицетворением"....смотреть целиком
  7. Своеобразие любовной лирики А. А. Блока
    Есть поэты, чье творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы никогда не разлучаемся. Среди них — Александр Блок... М. Рыльекий Поэзия А. А. Блока покоряет сердца читателей зачаровывающей музыкой стиха, красотой выраженного чувства....смотреть целиком