Критика и разоблачение \"страшного мира\", фальши к убожества его морали, власти чистогана, проникшей во все поры буржуазного общества, мещанского самодовольства и хамской \"сытости\" — самая сильная в идейном отношения сторона поэзии Блока. Самая сильная, но не единственная. Блок жил не одной критикой и разоблачением, так же как и не ограничивался тем лишь, что повествовал о тоске и муке затертого лживой жизнью, выбитого из колеи, измучившегося человека. Беспокойная совесть, гуманизм, стихийное демократическое чувство — все это вдохнуло в поэта желание средствами своего искусства бороться за человека, за его будущее:

Пусть день далек — у нас все те ж

Заветы юношам и девам.

Презренье созревает гневом:

А зрелость гнева — есть мятеж...

Блок вдохновенно мечтал о рождении \"нового человека\" с мужественным, волевым, героическим характером, \"человека-артиста\", способного \"ладно жить и действовать\". И вот что особенно важно: Блок понимал, что такой человек может родиться лишь в процессе революционного переустройства общества. Только революция, призванная испепелить старый мир и изменить весь облик жизни, способна переродить вялого и отчаявшегося человека в героя и творца. Это была одна из заветных мыслей Блока.

Тема \"нового человека\" не получила в творчестве Блока достаточного развития, но без учета ее представление о поэте будет неполным. Программное значение в этом смысле имеет небольшая поэма \"Соловьиный сад\" — одно из самых глубоких и художественно совершенных созданий Блока. В основе поэмы лежит мысль о том, что единственное настоящее призвание человека — труд и борьба и что человек никогда, ни при каких условиях не должен изменять жизнь, сколь бы тяжела и сурова она ни была, ради своего уединенного, личного, маленького, отдельного счастья. Если человек обладает сильной волей и верен своему долгу, никакие сладостные \"соловьиные песни\" не могут заглушить для него грозный, но призывный рокот волн житейского моря. И напротив: жизнь жестоко мстит за измену ей — мстит отчаянием, душевной опустошенностью, непоправимой утратой своего места в мире. Вот главная идея поэмы.

Не только \"Соловьиный сад\", но и многие другие стихи зрелого Блока говорят о призрачности красивой, но бесплодной мечты, уводящей человека от суровой действительности. Ключом к пониманию таких стихов могут служить следующие слова поэта: \"...я ведь никогда не любил \"мечты\", а в лучшие свои времена, когда мне удается более или менее сказать свое, настоящее, — я даже ненавижу \"мечту\", предпочитаю ей самую серую действительность\". Это говорит поэт-романтик.

И это вовсе не означает, что Блок сдает свои романтические позиции. Бесплодной мечте (недаром Блок поставил это слово в кавычки) он противопоставляет другую — \"свободную мечту\", которая не уводит ни в \"соловьиные сады\", ни в \"елисейские поля\", а, напротив, влечет в самую гущу жизни и заставляет чутко прислушиваться к биению ее сердца:

Да, так велит мне вдохновенье:

Моя свободная мечта

Все льнет туда, где униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета...

Вдохновение приказывало Блоку и другое: \"Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен...\" Эта мысль лежала в основе отношения поэта-романтика к миру. Случайные черты, искажающие облик жизни, не смогли закрыть перед взором Блока ее извечной прелести и радости. Поэтому он признавался, что \"страстно любит\" все, что просвечивает сквозь \"случайные черты\", любит \"весь трепет этой жизни бедной\":

И я люблю сей мир ужасный:

За ним сквозит мне мир иной,

Обетованный и прекрасный

И человечески-простой...

Похожие сочинения

  1. Тема любви в лирике А.А. Блока
    Литературное наследие Блока обширно и многообразно, оно уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Любовь - определяющая тема в творчестве великого русского поэта. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» проносит поэт сложное и противоречивое...смотреть целиком
  2. Лирический цикл А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме».
    Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии — «Стихи о Прекрасной Даме» . Именно эти стихи до конца жизни оставались для Блока самыми любимыми. Как известно, в них отразились любовный роман молодого поэта с будущей женой Л. Д. Менделеевой...смотреть целиком
  3. Красный цвет поэтических образов А. Блока
    Стихотворения А. Блока как бы раскрашены в различные цвета и оттенки. Колоризм в поэзии Блока обусловлен, с одной стороны, реальным миром и, с другой — миром символов. Интересно проследить и понять причины использования поэтом в метафоре или символе...смотреть целиком
  4. Россия в творчестве Блока
    Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен. А. Блок “Жизнь — это путь”,— говорил Лев Толстой. Жизнь Александра Блока — это путь среди революций, трудный и сложный. От “Стихов о Прекрасной Даме” до поэмы “Двенадцать”, то есть от предельно...смотреть целиком
  5. Тема родины в творчестве А.Блока
    Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! Н.А. Некрасов К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Александр Блок. Тема...смотреть целиком
  6. «Миф» в лирике Блока
    Мне думается, проходит то время, когда, определяя своеобразие поэтики блоковского творчества, можно было ограничиться тем, чтобы выдвинуть как главный и решающий признак этого своеобразия канонизацию романсных форм (Ю. Н. Тынянов), или назвать Блока...смотреть целиком
  7. Тема «Родины» в творчестве А.А. Блока
    Прошлое Настоящее Будущее Блок « На поле Куликовом » Лермонтов « Бородино » Блок « Россия » Лермонтов «Родина» «Прощай немытая Россия» Блок «Коршун» «Рожденные в года глухие» «О Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш...смотреть целиком