Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Тема России является центральной в творчестве многих поэтов. Творчество Александра Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков, наполнено неиссякаемым любовным чувством к Родине. Особенно мощно эта тема начинает звучать в его лирике во время революционных событий начала века. С болью в душе и сердце поэт восклицает:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви.

Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. В это время его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты. Эти переживания были впервые выражены Блоком в стихотворении “Осенняя воля”, где, обращаясь к Родине-матери, поэт писал:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Правда, впоследствии поэт, как бы сомневаясь, спрашивает себя о том, является ли революция для России благом, а может быть, это просто разрушительная сила? Блок понимает, что “в России плохо”. Как предчувствие кровавых событий и страданий любимой родины звучит в словах

Христа:

Родной простор печален.

Изнемогаю на кресте.

И челн твой будет ли причален

К моей распятой высоте?

Но даже в эти тяжелые годы Блок своим редким чутьем угадывает движение жизни и не теряет веры в будущее России. Предчувствие надвигающихся серьезных перемен в судьбе Родины очень ярко выражено в чудесном поэтическом цикле стихов о России “На поле Куликовом”. Главной мыслью этого цикла являются слова:

И вечный бой!

Покой нам только снится!

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль.

Посвятив теме Родины всю свою жизнь, Блок создал величественную, многоликую и многоцветную, полную жизни и движения картину родной земли, неповторимый образ России — образ прекрасной девушки, невесты, возлюбленной. Поэт писал:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

Мотив пути постоянно присутствует в стихотворениях Блока о России, это помогает ему изобразить Родину в постоянном движении, показать устремленность России в будущее.

В отличие от Александра Блока, Сергей Есенин к вершинам поэзии поднялся из глубин народной жизни. Свое село Константиново он воспринимал как образ Родины. Отдавая должное своему яркому, самобытному таланту, Есенин писал:

Мое село лишь тем и будет знаменито,

Что здесь когда-то баба родила

Российского, скандального пиита.

Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей русской культуры, поэтому главная тема стихотворений поэта — это мир русского крестьянства, воспринимаемый как жизненная философия поэта, которая определила многие особенности его стихов о Родине. Чувство безграничной любви к России звучит почти в каждом стихотворении поэта. Есенин пишет:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

Есенин — поэт сложной судьбы. В стихотворении “Русь уходящая” он с горечью пишет:

Я человек не новый. Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

В лирике поэта, посвященной теме Родины, отразились и его раздумья о судьбе страны после революции. Вернувшись в 20-х годах из-за границы, Есенин замечает в деревне, которая является для него символом родины, приметы больших изменений. Есенину на минуту кажется, что его Родина в нем не нуждается и у нее теперь есть другие певцы:

Вот так страна! Какого ж я рожна,

Орал, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

И сам я здесь ни капельки не нужен.

Но его чувство сопричастности к судьбе России, его чувство любви и ответственности за нее не оставляют Есенина до конца. Поэт ушел из жизни в 1925 году, не успев увидеть, как его любимую страну подвергли насильственной коллективизации. Горький сказал о нем: “Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России”.