Нередко можно услышать, что тема любви чуть ли не основная в лирике Блока, он и известен стал в начале XX века благодаря талантливым поэтическим описаниям утонченных романтических переживаний юных героев. Но так ли это? Можно ли интимную лирику Блока ставить в один ряд с многочисленными чувствительными \"стишками\", которые с умилением переписывали в свои альбомы восторженные барышни в давние времена, как делают это и сейчас?
Блока иногда называют певцом Прекрасной Дамы, но это лишь поверхностный взгляд на его творчество. Тема любви, занимая большое место в проблематике его поэзии, существует не сама по себе, а в тесной связи со сложными философскими вопросами, размышлениями о Родине, о смысле человеческого существования.
В ранних стихах поэта развивается мотив поисков путеводной звезды, идеала во тьме незнания истины. Любовь и мечта соединяются в сознании поэта. В стихотворении \"Ищу спасенья\" Блок, рисуя светлый облик своей мечты, восклицает:
Там сходишь Ты с далеких светлых гор.
Я ждал Тебя. Я дух к Тебе простер.
В Тебе - спасенье!
Поэт открыл, как ему казалось, вечную Душу Мира, он нашел ту путеводную звезду, поиски которой составляли содержание его ранних стихотворений. Новый образ захватил сознание поэта. Ему казалось, что за пределами реального мира есть особый, таинственный, прекрасный мир. В этом мире царит Душа Мира, Дева Света, Вселенская Любовь. Ей - Владычице Вселенной - посвящены \"Стихи о Прекрасной Даме\". Цикл этот писался в пору его увлечения своей невестой - Любовью Дмитриевной Менделеевой.
Поэт жил надеждой на приобщение в мире мечты к Вечной Красоте, Добру. Поэтому в \"Стихах о Прекрасной Даме\" торжествуют настроения радостного ожидания, предчувствия неземных восторгов. \"Стихи о Прекрасной Даме\" - это поэзия поклонения Красоте, Любви, представляющейся юному Блоку таинственной, мистической, неземной. Для него поклонение Прекрасной Даме - олицетворению всех этих начал - прямо-таки религиозный обряд:
Вхожу я в темные храмы.
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
Но так казалось Блоку. На самом деле, не умея понять происхождения волнующих его поэтическое сознание образов, он, во многом воспринимая жизнь сквозь книги, воспевал в своих символических картинах красоту и величие все-таки самой жизни. И именно так, как живое, родное, близкое, воспринимаем мы \"Стихи о Прекрасной Даме\". При всей их туманности они имели в своей основе живые переживания жизнелюбивого поэта. Стихи в честь Прекрасной Дамы привлекают нравственной чистотой и свежестью сердечных движений, искренностью и возвышенностью чувства. Юный Блок утверждал духовную ценность истинной любви. В этом он следовал традициям великой русской поэзии XIX века с ее нравственными поисками. Блок тянулся к положительному идеалу, обнаженная эротика декадентов была ему чужда. Позднее поэт обронил знаменательные слова о своей первой книге: „Стихи о Прекрасной Даме\" - уже этика, уже общественность\". Культ Прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы, был своеобразной формой непризнания и отрицания обескрыленного буржуазного уклада жизни.
В этом смысле как развитие образа Прекрасной Дамы можно рассматривать образ Незнакомки из одноименного стихотворения Блока. Но возникает он в мире кричащих противоречий. Герой противопоставлен окружающей его мещанской пошлости. Но он не может вырваться из нее. Незнакомка тоже оказывается грезой. Увлеченный мечтой, поэт лишь мысленно видит \"берег очарованный и очарованную даль\". Он обречен на одиночество, его единственный друг - его отражение в стакане. Так автор передает одиночество героя в мире окружающей пошлости.
\"Страшному миру\" обывательщины и мещанства он стремится противопоставить красоту лучших человеческих чувств - любви, верности (стихотворение \"О доблестях, о подвигах, о славе...\"). Однако реальное счастье видится лишь в прошлом: завернувшись в \"синий плащ\", любимая ушла в \"сырую ночь\".
Стихотворение \"О доблестях, о подвигах, о славе...\" дает пример замечательной музыкальности строк, являющейся характерной чертой поэзии Блока вообще. Те дни, когда лицо любимой \"сияло\", сменили иные, страшные дни, крутящиеся \"проклятым роем\". Однообразие рифм как бы подчеркивает глубину передаваемой драмы: \"снизошло... нашла... ушла... прошла\". В заключительной строфе автор словно хочет повторить первую строку стихотворения, но он уже не думает о доблестях, о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее. Эта всепоглощающая любовь уходит, и уходит безвозвратно, но уносит с собой все:
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Тема недостижимости любви в бесчеловечном обществе - один из мотивов стихотворения \"На железной дороге\", в котором запечатлена драма простой девушки, молодой и красивой, перед которой промелькнула жизнь, так и не одарив ее счастьем. Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд. В нем люди тоже разделены на бедных и богатых, счастливых и несчастных. Глубокой скорбью проникнуты заключительные строки о девушке, покончившей с собой:
Не подходите к ней с вопросами.
Вам все равно, а ей - довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена - все больно.
Блок писал когда-то: \"... чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он \"свое\" и \"не свое\", поэтому в эпохи бурь и тревог нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой\". Эту мысль подтверждают многие стихи поэта, посвященные интимным переживаниям, но преисполненные мучительных раздумий о мире и человеке в нем.