Идейное и художественное своеобразие произведений того или иного автора определяется в первую очередь его творческой концепцией. В лирике творческая концепция формируется в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. В них устанавливаются основные принципы творчества, взгляды на предназначение поэта. Вопрос о роли поэта в обществе, о его влиянии на окружающий мир был впервые всерьез затронут поэтами XIX века. С именем А. С. Пушкина связано начало употребления слова “поэт” в качестве названия профессии, призвания. Такая творческая концепция была принята поэтами начала XX века.

Трактовка темы поэта и поэзии Блоком в определенные периоды его творчества сходна с пушкинской трактовкой этой темы.

Несмотря на то что теме поэта и поэзии посвящено не так уж много стихотворений, все они чрезвычайно значимы для понимания всего творчества А. А. Блока. Как уже было сказано, трактовка темы творчества Блоком носила определенные черты пушкинского восприятия этой темы. Идея свободы поэта, его независимости от общественного мнения, превосходства над толпой проходит через все ранние стихотворения на тему творчества. Для Блока поэт выше любого представителя толпы уже потому, что он поэт, и совершенно неважно, каков он в жизни. Мотив несоответствия внешнего и внутреннего облика поэта также перешел в лирику Блока из творчества А. С. Пушкина. Для подтверждения этого достаточно сравнить стихотворение Блока “Поэты” и пушкинское стихотворение “Поэт”, написанное в 1827 году. Поэт Пушкина:

В заботах суетного света

...малодушно погружен;

Молчит его святая лира,

Душа внушает хладный сон,

Быть может, всех ничтожней он...

Это определение в полной мере подходит и поэтам, которые живут там, где “за городом вырос пустынный квартал на почве болотной и жидкой”. Они даже гораздо ничтожней, чем поэт Пушкина, но именно этим окончательно утверждается идея стихотворения “Поэт”. Блок как бы дополняет Пушкина, он утверждает, что даже настолько опустившийся поэт, как тот, что “свой день посвящал вину и усердным работам”, выше и чище духовно, чем “милый читатель” и “критик слепой”, который “доволен собой и женой”.

Поэтому поэт не должен прислушиваться к мнению толпы, толпа противостоит поэту, она не понимает его, ибо ей доступны “и косы, и тучки, и век золотой”. Кроме того, иногда толпа просто пытается уничтожить поэта:

Там — он на эшафоте черном

Слагает голову свою;

Здесь — именем клеймят позорным

Его стихи...

Вследствие такого противоборства поэта и толпы определяются и основные задачи поэта, цель его творчества.

Похожие сочинения

  1. Стихи А. А. Блока о Родине.
    «Этой теме (теме Родины) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», — писал А. Блок К. Станиславскому. Образ Родины проявляется в лирике Блока постепенно, она будто открывает то один свой лик, то другой. В стихотворении «Русь» (1906) Россия...смотреть целиком
  2. Чем мне близка поэзия Блока
    План I. Тема, которая мне близка и понятна в поэзии Блока. II. Эволюция видения поэтом своей родины на всем протяжении его творчества. 1) Россия в раннем творчестве писателя 2) “Страшный мир” и мир “прекрасной мечты” 3) Высшее мужество...смотреть целиком
  3. «Женские лики» в творчестве А. А. Блока
    “Женские лики” во многом определили направленность лирики А. А. Блока, хотя это далеко не основной мотив его творчества. Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью. Через всю жизнь он пронес чувство безграничной любви...смотреть целиком
  4. Борьба есть условие жизни..." В.Г.Белинский. (По произведениям русской литературы. — А.А.Блок. Стихи.)
    Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпоху подготовки и осуществления тяжелейшего в истории России социального перелома — Октябрьской революции. Он оказался последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством...смотреть целиком
  5. Россия в творчестве Блока
    Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен. А. Блок “Жизнь — это путь”,— говорил Лев Толстой. Жизнь Александра Блока — это путь среди революций, трудный и сложный. От “Стихов о Прекрасной Даме” до поэмы “Двенадцать”, то есть от предельно...смотреть целиком
  6. \"Мировой пожар\" в творчестве А. Блока
    Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке, Одно, единственное движение губ, Имя твое — пять букв... М. Цветаева Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпоху подготовки и осуществления тяжелейшего в истории России социального...смотреть целиком
  7. Этапы творческого пути А. Блока
    Как известно, А. Блок разделил свою лирику на три книги, каждая из которых знаменовала определенный этап творческого пути и была посвящена определенному кругу мыслей и чувств. Все книги составляли «трилогию вочеловечения». Так сформулирована поэтом цель...смотреть целиком