Александр Блок и Владимир Маяковский - два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX-начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого - пушкинского - века русской поэзии, то Маяковский принадлежал к кружку поэтов-футуристов, призывающих \"сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности\". У каждого из этих великих поэтов было свое понимание современности, истории и роли поэзии.
Единственное, что их объединяет, - это горячая любовь к Родине.
Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив. Сам поэт говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая из-под женского платка, нищая - такова Россия Блока. И именно такой она дорога ему:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне, -
признается поэт в стихотворении \"Грешить бесстыдно, беспробудно...\".
Поэт страстно любил свою страну, соединял ее судьбу со своей: \"Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..\". Во многих его стихах о Родине мелькают женские образы: \"Нет, не старческий лик и не постный под московским платочком цветным...\" (\"Новая Америка\"), \"...плат узорный до бровей...\", \"...мгновенный взор из-под платка...\".
Символ России во многих стихах Блока сводится к образу простой русской женщины. Отождествляя эти два образа, поэт как бы одушевлял само понятие \"Россия\", сближая так называемую патриотическую лирику с любовной. В стихотворении \"Осенний день\" он называет Россию своей женой:
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
Из всех русских поэтов только у Блока звучит такая трактовка темы любви к Отчизне. Страх, боль, тоска и любовь до безумия - в каждом слове, в каждой строчке.
Иногда к этой сложной гамме чувств присоединяются нотки \"сверхъестественного\". Так, таинственность, сложное переплетение реальности и мистики сквозят в строках самого замечательного, на мой взгляд, стихотворения Блока о Родине (\"Русь\"):
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...
...Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на поляк,
]Л ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Россия Блока незыблема, неизменна. Но и ей нужны перемены, о которых говорится в стихотворении \"Коршун\" 1916 г.:
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней -
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
\"Коршуну кружить\" оставалось уже недолго. Через год после написания стихотворения началась революция. Что ждет после нее несчастную Россию, какие пути-дороги перед ней откроются? Этого Блок точно не знал (хотя многое предвидел благодаря своей гениальной интуиции). Поэтому в его поэме \"Двенадцать\", прославляющей стихийную революционную бурю, которая захлестнет и поэта, ее герои, патруль из двенадцати человек, не видят, куда идут:
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...
Старый мир, к которому принадлежал Блок, был разрушен. Каким будет новый мир, поэт не мог представить. Будущее оказалось скрытым пеленой мрака и кровавой дымки. Поэзия - великая, истинная - никому теперь не нужна, стихов не слышно из-за стука шагов дозорных по мостовой, из-за частых выстрелов и революционных песен. Не случайно в поэме \"Хорошо\" Маяковский написал об этом времени:
Кругом тонула
Россия Блока... Незнакомки,
дымки севера шли на дно,
как идут обломки и жестянки консервов.
Сам Маяковский тоже горячо любил Родину, но иначе, чем Блок. Любовь Блока как бы направлена в прошлое, Маяковский же говорил: Отечество славлю,
которое есть, но трижды -
которое будет.
В отличие от Блока, он твердо знал, каким будет будущее страны - оно будет социалистическим и, конечно же, обязательно счастливым. В лирических сборниках Маяковского нет ни одного стихотворения, которое бы прославляло дореволюционную Россию. Он сам и вся ею поэзия устремлены в будущее. Современную ему Россию (точнее, Советский Союз) он беззаветно любил. В то время в стране жилось трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все тяготы и лишения:
Землю,
где воздух,
как сладкий морс, Бросишь и мчишь, колеся, - но землю,
с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя... Я
землю эту люблю.
Можно забыть,
где и когда пузы растил и зобы, но землю,
с которой вдвоем голодал, - нельзя никогда забыть.
Поэт побывал за рубежом, видел заграничную сытую и шикарную жизнь, но родная земля ему дороже:
Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Москва.
Маяковский невероятно гордился тем, что живет в единственной на всем свете социалистической стране. В своих стихах он буквально кричал: \"Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!\". И пусть от этого некоторым \"скривляло ожогом рот\", пусть у молодой советской страны было еще много врагов, Маяковский свято и искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее. Этой верой, подлинным оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине. Мечтам поэта не суждено было осуществиться, но все же от этого его творчество не становится менее интересным для изучения и прочтения.
В лирических произведениях двух величайших поэтов России - Блока и Маяковского - Россия предстает как дорогая и всем до боли знакомая отчизна, непостоянная, кипящая, рыдающая сквозь заливистый смех, вся устремленная в будущее и готовая в любой момент забыть о тяжелом прошлом, все поняв и всем простив.