Страница: [ 1 ]  2  

Белая и красная армии: я думаю, эти понятия знакомы всем школьникам среднего звена из курса истории. Но, к сожалению, история предоставляет нам информацию о событиях, происходящих в начале 20-го века, однобоко. Так, например, я долгое время считала, что красная армия – честные «богатыри», борющиеся за справедливость, а белая армия – зло, которое мешает установиться этой самой справедливости .Но ведь существует и обратная сторона медали, которую я смогла разглядеть благодаря произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова. Ведущей темой произведения «Белая гвардия» стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Булгаков противопоставляет окружающему хаосу стремление сохранить нормальный быт, «кремовые шторы», лампу под абажуром, всегда белую и накрахмаленную скатерть. Семья Турбиных – типичная интеллигентная семья военных, где старший брат Алексей – военный врач, младший брат Николка – юнкер, сестра Елена – замужем за капитаном Тальбергом. Они живут в большой квартире, где есть библиотека, где играют на пианино и, подвыпив, поют запрещенный российский гимн. В этот дом всегда можно прийти. Здесь не очень удивятся неожиданному появлению кузена из Житомира Лариосика и приютят его. Это дружная семья, все любят друг друга и если будет нужно, то пожертвуют всем самым дорогим и святым, лишь бы все были вместе, живы, здоровы и счастливы.

Белое движение погибает, так как у него нет никакой настоящей цели и никакого смысла для существования, но хочется верить, что все герои этого романа действительно станут счастливыми, что их минует участь многих интеллигентов страшных тридцатых, сороковых, пятидесятых годов непростого 20-го века.

В повести «Собачье сердце» описывается столь же нелегкая судьба интеллигенции, представленной в образах профессора Преображенского и его окружения. Профессор так же, как и семья Турбиных, хочет сохранить свой привычный быт: есть в столовой, оперировать в операционной, спать в спальне. Но несносный Швондер, а вместе с ним и результат необдуманного биосоциального эксперимента Преображенского – Шариков никак не могут этого понять. Их цель – отобрать все у всех и разделить поровну, чтобы, будто бы, восстановить справедливость. Но на самом деле они занимаются урыванием куска для себя. И правильно замечает Филипп Филиппович, что разруха царит не в стране, а «разруха в головах».

В романе «Мастер и Маргарита» интеллигенция представлена, на мой взгляд, в образах Мастера и Маргариты. Они заметно отличаются от окружающих их лицемерных, духовно мертвых, «думающих нажраться лучше как» людей. Мастер оказался чуть ли не единственным служителем настоящего искусства. И оказывается, что ему и его возлюбленной нет места на земле, и они достойны если не света, то во всяком случае покоя.

Таким образом, мы видим, что судьба интеллигенции отнюдь не простая. Большевики не хотели понимать того, что все они люди, которым свойственна любовь, переживания, преданность, желание сохранить свой привычный быт, уют в доме.

По-моему, Булгаков хотел показать и то, что развитие интеллектуальное неразрывно связано с развитием духовным, что искусство божественно и приобщение к нему может склонить человека к поиску истины и стремлению к добру. А ведь если творить добро, то зло навсегда покинет наши души, а значит, мир станет лучше и добрее.

Место, где родился человек, — это самое дорогое для него. Будь это город, село или деревня, оно навсегда останется в сердце человека. Ведь это маленькая родина, где прошли самые счастливые дни жизни. Всегда с любовью и нежностью мы вспоминаем этот милый сердцу уголок. Узы, связывающие человека с родиной, могут лишь ослабевать, но они никогда не рвутся.

Вот и Михаил Афанасьевич Булгаков был тем человеком, который всем сердцем любил свою родину. Писатель родился в 1891 году в Киеве. Его родители снимали дом на тихой Воздвиженской улице. Недалеко находилась Воздвиженская церковь, где и был крещен маленький Булгаков. Будущий писатель был наречен в честь архангела Михаила, покровителя Киева. Родители Булгакова съехали с Воздвиженской улицы, когда ему был один год. И поэтому прекрасная Воздвиженская не запечатлелась в произведениях Булгакова. Одним своим концом Воздвиженская выходит на Андреевский спуск.

Андреевский спуск... Как часто это название будет встречаться в произведениях Булгакова. Дом на Владимирской горке был очень дорог Булгакову. Здесь жили его родители, именно здесь молодые Михаил и Татьяна снимали свою первую комнату. У них была угловая комната с двумя большими окнами.

Улочка извилиста и крута. Ее видавшая виды брусчатка берет разгон от пятиглавого воздушно-ажурного каменного дива — Андреевской церкви, стремительно кружит по наклонной мимо давних построек и, плавно затормозив, упирается в серые громады домов Контрактовой площади на Подоле.





Улочка как улочка, и вряд ли мы выделили бы ее сегодня, если бы не двухэтажный домик, приткнувшийся вплотную к почти отвесному пригорку. Домик этот не простой, а "постройки изумительной". Если подняться по горке в крохотный дворик, то второй этаж становится первым и о настоящем первом напоминает лишь искусно вырытое углубление, обнесенное оградкой и обложенное внутри кирпичом со ступеньками вниз.

Этот вот первый этаж с двориком и занимал Мастер со своей шумной и многочисленной родней, ставшей известной всему миру как семья Турбиных. Дом был прекрасен и тем, что, взобравшись из дворика на горку, можно было часами наблюдать за ледоходом на Днепре, белыми пароходами с праздными людьми на палубах, слушать крики чаек, любоваться бескрайними далями и ощущать за собой дыхание древнего города. А еще с горки видны были сады — трепетный волшебный мираж в белой дымке.

Именно из этого дома весной 1916 года молодой врач Михаил Булгаков уехал на фронт. Сюда он возвращался в сентябре 1916 года и в сентябре 1921 года. Киев всегда вдохновлял Михаила Афанасьевича Булгакова, давал ему новые темы для произведений. Именно в Киеве у Булгакова появилось желание заняться литературой. И он поехал в Москву с твердой решимостью завоевать свое место в литературе. Из Москвы Булгаков часто писал матери о своих мечтах. Писатель мечтал вернуться в Киев, пройтись по его улицам, которые успокаивали его, когда ему было плохо. Свой город Булгаков не только любил, он знал его. Киев был исхожен вдоль и поперек сначала в детстве, затем — в юношеские годы. Все было знакомо здесь Булгакову, он знал каждый поворот Андреевского спуска. Этот старинный город отразился в его произведениях. Особенно нравился Киев Булгакову зимой. Зимы в Киеве были снежными, "улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег". Михаил и Татьяна Булгаковы любили прогуливаться зимой в парках. Они часто любовались деревьями, покрытыми снегом.

В "Белой гвардии" М. Булгаков пишет: "Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в городе так много, как ни в одном городе мира". Писатель всегда находил что-то особенное в Киеве. Что-то такое, чего не было ни в каком другом городе. Образ киевских зим и снега надолго войдет в творчество Михаила Булгакова отсветом дома, покоя и тепла. Михаил Афанасьевич пишет в своем очерке "Киев-город": "...а зимой не холодный, не жесткий, крупный ласковый снег". Сколько чувства вложено в эту строку!

Особенное место в творчестве Булгакова занимает дом №13, что на Андреевском спуске. Именно здесь поселились навсегда тени его героев. Этот дом писатель сохранит в рассказе "Дом Эльпит Рабкоммуна", в романе "Мастер и Маргарита" и в "Белой гвардии". Дом №13 описан в романе "Белая гвардия" как дом Турбиных: "На улицу квартира Турбиных была во втором этаже, а в маленький покатый уютный дворик — в первом". В "Белой гвардии" Булгаков с такой точностью передал описание дома №13, что не упустил даже такой мелочи, как простой электрический фонарь: "Как драгоценные камни, сияли электрические шары,высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов".


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Сатира М.А. Булгакова
    М.А. Булгаков - человек большой судьбы. Его имя особенно выделяется среди писателей, незаслуженно забытых, «запрещенных». Однако время, которое, казалось, прежде работало против Булгакова, обрекая его забвению, как будто повернулось к нему лицом, обозначив...смотреть целиком
  2. М.А. Булгаков — писатель-врач
    Сатира — род литературы, в котором на первом плане отрицательные явления действительности. Так объясняет это понятие словарь С. Ожегова. Властители душ — писатели и поэты-классики — считали сатиру действенным приемом художественного слова и были убеждены...смотреть целиком
  3. Ранняя сатирическая проза Булгакова  Новое!
    Сатира, словно прожектор, высвечивает все недостатки и пороки общества. В самом начале нашего века писатель, которому суждено было столкнуться с жестокостью жизни и непониманием своего творчества, создал бессмертный роман “Мастер и Маргарита”. Зовут...смотреть целиком
  4. Формирование философии М. А. Булгакова  Новое!
    Есть книги, которые никогда не могут быть прочитаны, расшифрованы, разгаданы до конца. Мне кажется, что лучшая проза Михаила Булгакова, в особенности его последние произведения, относятся к их числу. М.А.Булгаков не писал философских трудов как таковых....смотреть целиком
  5. Чему нас учат книги Булгакова  Новое!
    "Из всех писателей 20-х — 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный...смотреть целиком
  6. Пародия и памфлет в пьесах Булгакова
    Прежде чем рассказать об этой «реплике» автора «Дней Турбиных», поведаю читателю о другой достаточно забытой пьесе, которая вышла в 1928 году в издательстве «Теакинопечать» и была рекомендована для постановки. Пьесу сочинили начинающие литераторы В....смотреть целиком
  7. Рассуждения над страницами повести "Собачье сердце"
    Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца. А. Пушкин Михаил Афанасьевич Булгаков -- мистический писатель, как он сам себя называл, а чем еще, кроме мистики и волшебства, можно объяснить прозорливость писателя, его...смотреть целиком