Была у нас Россия — великая держава!...
Мышлаевский.

Прежней не будет, новая будет.
М. Булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков относится к той группе писателей, творчество которых не увядает с годами, а приобретает современное звучание. Его произведения прошли проверку временем и продолжают интересовать, удивлять и радовать все новые поколения читателей. Пьеса «Дни Турбиных», казалось бы, о далеком от нас времени гражданской войны и мало должна волновать современного читателя. Но Михаил Афанасьевич поднимает в своем произведении вечные вопросы, волнующие человечество на протяжении веков: любовь и дружба, предательство и верность долгу, ценность семейного уюта и душевного тепла, поэтому сказать, что пьеса «Дни Турбиных» о гражданской войне — значит судить о ней узко, однобоко. В произведении дана широкая картина событий на Украине зимой 1918-1919 годов. Писатель сумел передать растерянность военной верхушки белой армии и гетмана, бросивших кучку офицеров и юнкеров против огромной массы петлюровцев. На этом фоне ярко и благородно выступает образ Алексея Турбина, сумевшего оценить обстановку и взять на себя ответственность за непростое решение — отказаться от бессмысленной обороны Киева с «этим воинством». Не потому ли гибнет полковник Турбин, что не в силах пережить крушения идеалов?! Но он спасает сотни юных жизней, которые оценят подвиг своего командира. Алексей Турбин не герой-одиночка, его окружают друзья, разделяющие взгляды полковника, продолжающие начатое Алексеем дело — служение отечеству. Даже максималист Мышлаевский понимает, что возврата к старому нет, он заявляет: «Я воюю с девятьсот четырнадцатого года. За что? За отечество? А это отечество, когда бросили меня на позор?! И опять идти к этим светлостям?! Ну нет. Видали? Шиш!.. Нет, я, Виктор Мышлаевский, заявляю, что больше я с этими мерзавцами генералами дела не имею... Да, ежели угодно, я за болыневиков!.. Большевики?.. Великолепно! Очень рад!» Виктор позволяет себе такие резкие суждения, потому что окружен единомышленниками. Они верны памяти Алексея Турбина. Особую атмосферу домашнего уюта и сердечной доброты создает Елена Тальберг — сестра Алексея и Николки. Она хранительница домашнего очага, красивая, добрая, нежная. Глядя на нее, светлеют взоры окружающих ее мужчин. Их притягивает уютный мир «за кремовыми занавесями», где их всегда примут и приветят, накормят и согреют душевным теплом. В пьесе «Дни Турбиных» Булгаков сумел передать сумятицу времени гражданской войны и незыблемость семейных и дружеских отношений. Войны и революции рано или поздно закончатся, а люди останутся, стараясь наладить свой быт в новых условиях, попытаются жить в ладу с самими собой и окружающими. «Господа, слышите? Это красные идут!» Заслуга М. Булгакова состоит в том, что он сумел увидеть и рассказать правду о переломном времени, о непростых судьбах того поколения.

Похожие сочинения

  1. Образ города в одном из произведений русской литературы XX века.
    Великий русский сатирик М.А Булгаков создал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ той действительности, которая возникла в России после революции. В романе «Дни Турбиных» и ранних рассказах мы видим человека попавшего...смотреть целиком
  2. Размышление о свободе человека в пьесах Булгакова
    Сквозь внешнюю оболочку заурядной «революционной драмы», сквозь ее штампы и околичности пробивался иной голос. Не расслышать его нельзя, мерить пьесу общим аршином, как это пытаются делать, совершенно немыслимо. В «Батуме» есть задавленный крик. Не получив...смотреть целиком
  3. Сны в булгаковской поэтике
    Сны в булгаковской поэтике имеют разнообразное значение. Сон — это блаженная, желанная, чаемая норма, возможность «переиграть жизнь», изменить ее катастрофический ход. Сон — это выявление сокрытых и подавленных стремлений, осуществление мечты о мире...смотреть целиком
  4. Сказка театрального быта в постановке Булгакова
    «Мольеровский период» булгаковской жизни растянулся на семь лет. С пьесой «Кабала святош» Булгаков поступил на службу в Художественный театр; после неудачи, постигшей пьесу, Художественный театр покинул. Между двумя этими точками пролегли многие и многие...смотреть целиком
  5. Мотивы драм Булгакова
    В пародии, составляющей центр пьесы, Булгаков использует все богатство речевых штампов и ситуаций, накопившихся в современной ему драматургии. Здесь и обязательное подразделение героев на «положительных» («красные туземцы и туземки, несметные полчища»)...смотреть целиком
  6. Булгаков и Художественный театр
    В мае 1912 года в Киев с шестью спектаклями в полном составе прибывает Художественный театр. В интервью корреспонденту «Киевской мысли» Вл. И. Немирович-Данченко расскажет, что театр привез декорации на двадцати трех платформах и вагонах. Очередь за...смотреть целиком
  7. Добро и зло - Булгаков
    Так, например, композиция любви Мастера и Маргариты не столько необычна по своей сути, сколько по самому ее оформлению. Именно это оформление придает тот самый загадочный характер, который передал Булгаков своему роману, и здесь своеобразная символика...смотреть целиком