Образ героя-интеллигента типичен для произведений М.А. Булгакова. Профессор Преображенский в повести «Собачье сердце», Алексей Турбин в «Белой гвардии», Мастер в романе «Мастер и Маргарита» – все эти герои обладают, как правило, университетским образованием, широким кругозором и по своему мировоззрению принадлежат, скорее, к старому миру. Образ старого русского интеллигента – это понятие надклассовое, не зависящее от политических изменений, произошедших в обществе.


Один из таких героев, как уже было сказано выше, – Мастер из романа «Мастер и Маргарита». Булгаков не называет его имени в связи с печальными обстоятельствами его жизни, но так называла героя его возлюбленная, и для этого у неё есть все основания. По образованию герой – историк, когда-то работал в музее и, кроме того, занимался переводами. Кроме родного, он знает пять языков, два из которых – латинский и греческий – древние, остальные – современные европейские. Это явно классическое образование, полученное ещё до революции, в чём герой противопоставлен поэту Ивану Бездомному – недоучке советских времён. Выигрыш крупной суммы дал ему возможность оставить службу, снять жильё и начать писать роман. Мастер счастлив заняться любимым делом, и для свободного творчества ему нужно немногое: материальная независимость и любовь. Его музой стала Маргарита, любовь к которой поразила героя с первого взгляда, как молния. Маргарита верит в его талант, и их неприхотливый быт, их бесхитростный рай в шалаше – это и есть настоящее счастье. Надо отметить, что герой пишет роман на ту тему и о тех вечных истинах, которые его волнуют. Он абсолютно аполитичен, он не конъюнктурщик, не карьерист, он и понятия не имеет, что для успеха романа необходимы какие-либо идеологические критерии, а также связи в литературных кругах. Он наивен, как ребёнок, совершенно не знает литературного мира и сложившихся в нём взаимоотношений. Поэтому критика, обрушившаяся на его произведения, потрясла его до глубины души: ему выдвинуты такие политические обвинения, о возможности которых он и не подозревал. По мысли автора, интеллигентный человек чужд политики, стремления угодить власти, он, скорее, в оппозиции власти, потому что свою творческую свободу в обмен на материальные блага он не отдаст. Разве можно назвать интеллигентами Берлиоза, Аримана, Латунского, сознательно служащих власти ради общественного престижа и материальной выгоды? Нет, эти люди, называющие себя писателями, следуют не зову своего сердца, а выполняют социальный заказ. Заказали Бездомному антирелигиозную поэму – он будет её писать, даже если не владеет материалом и полностью невежествен в данном вопросе. И ещё одно отличает от этих людей настоящего интеллигента – Мастера: он порядочный человек. Он не способен на обман, на подлость, интриги, поэтому не понимает тех конъюнктурных соображений, в которых искушён его «друг» Алоизий. Он по-детски доверчив и не умеет писать доносы, как это делает его «друг», желающий завладеть жилплощадью героя. Поэтому Мастер терпит поражение в этой жизни и оказывается в «доме скорби». Парадокс, но в лечебнице доктора Стравинского Мастер внутренне более свободен, чем в обществе людей. Его счастливое воссоединение с Маргаритой – результат фантастического вмешательства Воланда, но в этой земной жизни ему нет места, она слишком для него жестока. Однако сила его образа и трагической судьбы не прошла бесследно для другого героя. Поэт Иван Бездомный, осознав «чудо

Похожие сочинения

  1. М. А Булгаков – один из ярчайших писателей XX века
    Прекрасная фантастика и сатира романа «Мастер и Маргарита» сделали произведение одним из самых читаемых в советское время, когда правительство любыми способами хотело скрыть недостатки социальной системы, пороки общества. Именно поэтому произведение,...смотреть целиком
  2. Добро и зло - Булгаков
    Так, например, композиция любви Мастера и Маргариты не столько необычна по своей сути, сколько по самому ее оформлению. Именно это оформление придает тот самый загадочный характер, который передал Булгаков своему роману, и здесь своеобразная символика...смотреть целиком
  3. Тема добра и зла.
    Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, и, по моему мнению, гений автора превзошел в её раскрытии всех предшественников. Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое...смотреть целиком
  4. Тема революции и гражданской войны у М. Булгакова
    Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но и изменили жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято...смотреть целиком
  5. Ранняя сатирическая проза Булгакова  Новое!
    Сатира, словно прожектор, высвечивает все недостатки и пороки общества. В самом начале нашего века писатель, которому суждено было столкнуться с жестокостью жизни и непониманием своего творчества, создал бессмертный роман “Мастер и Маргарита”. Зовут...смотреть целиком
  6. Глаза персонажей произведений Булгакова  Новое!
    Искусство видеть глаза человека, по Булгакову, это прежде, всего искусство, познания внутренней сущности человека, средоточием которой они являются. Эта связь была в свое время отмечена Гегелем, который писал: “…если мы спросим себя, в каком именно органе...смотреть целиком
  7. Значение «русского сна» в пьесах Булгакова  Новое!
    В «русских снах» Булгаков тщательно подготавливает те отношения, которые возникнут между героями «Бега» за пределами России. При этом меньше всего драматург задумывал пьесу об эмигрантах, как полагали некоторые литературные современники. Вплоть до четвертого...смотреть целиком