Прекрасная фантастика и сатира романа «Мастер и Маргарита» сделали произведение одним из самых читаемых в советское время, когда правительство любыми способами хотело скрыть недостатки социальной системы, пороки общества. Именно поэтому произведение, полное смелых идей и разоблачений, долго не печаталось. Роман этот очень сложный и необычный, а потому интересен не только людям, жившим в советское время, но и современной молодежи.
Одна из главных тем романа – тема добра и зла – звучит в каждой строке произведения, как в ершалаимских, так и в московских главах. И как ни странно, наказание за торжество добра творят силы зла (не случаен эпиграф произведения: «… Я – часть той силы, что вечно хочет зла и делает благо»).
Воланд разоблачает худшую сторону человеческой натуры, обличает человеческие пороки и наказывает человека по его вине. Наиболее яркой сценой «добрых» деяний злой силы является глава «Черная магия и ее разоблачение». В этой главе сила разоблачения достигает апогея. Воланд и его свита соблазняют зрителей, тем самым раскрывая глубокие пороки современных людей, и немедленно показывают наиболее порочных. Воланд приказывает оторвать голову опостылевшему ему Бенгальскому, который слишком много врал («суется все время, куда его не спрашивают, ложными замечаниями портит сеанс!»). Сразу читатель замечает жестокость зрителей относительно провинившегося конферансье, затем в них слабая нервозность и жалость к несчастному с оторванной головой. Силы зла разоблачают такие пороки, как недоверие всему и подозрительность, воспитанные затратами системы, жадностью, надменность, пользой и хамством. Воланд наказывает виновных, направляя их тем самым на праведный путь. Конечно же, разоблачение пороков общества происходит на протяжении всего романа, но более ярко выражено и подчеркнуто оно именно в рассматриваемой главе.
В этой же главе задается один из наиболее важных философских вопросов всего романа: «Изменились ли эти горожане внутренне?». И немного проследив реакцию зрителей на фокусы черной магии, Воланд скажет: «Вообще, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…». Сравнивая людей, живших тысячелетия назад, и современных, можно сказать, что время ничего не изменило: люди так же любят деньги, а «милосердие иногда стучится в их сердца».
Возможности зла ограничены. Воланд находит полноту власти только там, где последовательно истребляются честь, вера, настоящая культура. Люди сами открывают ему разум и душу. И как же доверчивы и порочны оказались люди, пришедшие в театр варьете. Хотя на афишах было написано: «Сеансы черной магии с полным ее разоблачением», все равно зрители поверили в существование магии и во все фокусы Воланда. Тем сильнее было их разочарование, после представления все подаренные профессором вещи испарились, а деньги превратились в простые бумажки.
Двенадцатая глава – это глава, в которой собраны все пороки современного общества и людей вообще.
В художественной структуре рассмотренная сцена занимает особое место. Московская линия и линия темного мира сливаются воедино, переплетаясь и дополняя друг друга. Темные силы показывают всю свою мощь с помощью порочности московских граждан, а читателю раскрывается культурная сторона московской жизни.
В заключение можно сказать, что глава о сеансе черной магии очень важная в идейно-художественный структуре романа: она является одной из важнейших в раскрытии автором темы добра и зла, в ней тесно переплетаются между собой главные художественные линии романа.
Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал до последних дней своей жизни. Над этим произведением он работал очень долго, полных двенадцать лет. Последние страницы этого романа он диктовал своей жене. Но Булгаков при жизни так и не увидел свой роман изданным. Впервые его напечатали в 1966-1967 годах в журнале «Москва». То, что над этим произведением проделана огромная работа, видно из того, что Булгаков не сразу пришел к названию «Мастер и Маргарита». Первым названием было «Черный маг», вторым – «Копыто инженера». И только в конце тридцатых годов Михаил Булгаков остановился на названии «Мастер и Маргарита».
Познакомившись с этим романом, читатель может узнать бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Заразиться пьянящим чувством свободы, которым была охвачена Маргарита, паря над землей по пути на Великий Бал Сатаны; осознать нищету быта, в который не может проникнуть свет настоящей любви и настоящего добра; испытать вместе с Мастером тот страх, которым он заболел, когда вышел к людям со своим мудрым творением и был встречен злобой и яростью; поиграть вместе с озорными ассистентами Воланда над «подведомственными» Сатане большими и мелкими пакостниками, мошенниками.
Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита» как достоверную книгу о своем времени и его людях. И в то же время это произведение обращено в будущее и является книгой на все времена. Этот роман – «лебединая песня» писателя. В нем есть мистические герои, которые и должны были судить этот город – Москву, это время, этих людей.
Воланд – специалист по черной магии, как он представился Бездомному и Берлиозу, – прибыл со своей свитой в Москву. Но та жизнь, которая предстала перед ними, очень не понравилась магу. И он решает наказать этих людей, не оправдавших доверия Сатаны. Воланд устраивает представление в варьете, в котором он должен был показать фокусы черной магии. Здесь он хотел увидеть, как изменился народ за то время, пока его не было в Москве. Он открыл прямо на сцене женский магазинчик, в котором можно было получить новую одежду, но только в обмен на старую. Сначала все боялись этого обмена, но после того, как на сцену вышла первая посетительница магазина, одетая полностью во французскую одежду, все женщины без стеснения побежали в этот магазин. И Воланд увидел всю сущность этих людей. Они оказались все очень жадными. Поэтому Сатана решил их проучить. Он сделал так, что через некоторое время на них исчезла одежда, которую они взяли в магазинчике Сатаны. И по улицам стали бегать обманутые в одних панталонах. Воланд безжалостно расправился с людьми.
Одним из служителей варьете был Варенуха. Он очень любил врать по телефону. Он притворялся и говорил, что Варенуха, т. е. он сам, сейчас отсутствует и подойти к телефону не сможет. Он проделывал такие шутки. И Воланд в наказание превратил его в вампира. Но проходит время, и наказание сменяется прощением. Сатана, который вершил суд в Москве, отпускает Варенуху, но при условии, что тот всегда будет отвечать на телефонные звонки и никогда не будет обманывать. Воланд понял, что этот человек уже достаточно наказан, и поэтому простил его.
В своем романе автор показывает, как ради личной выгоды люди готовы на все. Ведь, как только квартиру покойного Берлиоза опечатали, в домоуправление начали поступать бесконечные записки. В одних говорилось о недостатке жилплощади, другие жаловались на беспокойных соседей, а были и такие, где девушка признавалась в тайной беременности. Но все эти люди преследовали только одну цель – заполучить квартиру Берлиоза, хотя о ней и ходила дурная слава: оттуда постоянно исчезали люди.
Воланд прибыл в Москву как справедливая расплата он вместе со своей свитой хотел проучить людей, которые того заслуживали. Но этого хотел не только Сатана. Это желание было свойственно и людям. Маргарита, став ведьмой, первым делом полетела к дому, где жил критик Латунский, который всю жизнь погубил Мастеру своей статьей о романе «Понтий Пилат». Маргарита мстила за человека, которого она любила. Она разрушила все в доме Латунского и критику очень повезло, что его в это время не было в доме, а то неизвестно, остался бы он жив после этого или нет. Но когда Воланд предлагает Маргарите послать кого-нибудь из своей свиты к Латунскому, она отказывается от этого. Маргарита решает простить его, потому что видит, что этот человек и без того незначительный и жалкий. Маргарита проходит эту свою дорогу «от мести к прощению».
Понтий Пилат – сильный римский прокуратор. В его руках жизнь и смерть жителей Иудеи. Но свободы он не знает. Он раб кесаря, своей должности и своей карьеры. Он понимает, что Иешуа Га-Ноцри не заслуживает смерти. И очень хочет спасти его, но переступить через цепи этого рабства – выше его сил. Понтий Пилат видит, что он виноват в смерти бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, и поэтому более всего ждет прощения.
Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лжецов, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстают перед судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом следует бороться силами зла, чтобы восстановить справедливость. Воланд прощает людям пороки, за которые они уже достаточно поплатились. Он награждает Мастера и Маргариту покоем, о котором они так давно мечтали. У Булгакова дьявол – это не только вершитель зла, эта одухотворенное существо, которому не чуждо ничто человеческое. Поэтому Воланд многим героям дарит прощение, достаточно наказав их за пороки.
Прощать – это главное, чему должен научиться человек в своей жизни.