В Москве по адресу улица Большая Садовая, д. 10, кв. 50 в 2007 году был открыт первый в России Музей М.А. Булгакова. По этому адресу осенью 1921 года поселился М.А. Булгаков с женой, заняв комнату в огромной коммунальной квартире.
«На Большой Садовой стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат — организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом,
как какой-нибудь, извините за выражение, атом…»

— так в 1921 году Булгаков описывал свой первый московский адрес.



Здесь он создавал первые московские произведения. В своём знаменитом романе этот дом он называл «домом 302-бис с нехорошей квартирой 50».
Фотография лестницы
в доме Булгакова в Москве

Интересна история создания этого поистине народного музея. По сути, сначала появилась «нехорошая лестница». Дело в том, что после первой публикации романа в 1966–1967 годах в журнале «Москва» восторженные поклонники решили отыскать знаменитую квартиру № 50. Поиски привели на лестницу дома № 10 по Большой Садовой. И хотя в квартире № 50 на тот момент никакого музея, конечно же, не было (в одной её части была обычная жилая квартира, а в другой — реставрационный отдел института «Гипро­техмонтаж»), постепенно всё больше и больше почитателей таланта М.А. Булгакова приходили просто посмотреть на подъезд и лестницу, описанную в любимом романе. Появились и первые восторженные отклики. Читатели ставляли их прямо на стенах: кто писал карандашом, кто — краской, а кто-то царапал гвоздиком. Конечно же, всё это не нравилось властям: стены несколько раз закрашивали, но они всё равно расписывались и разрисовывались новыми и новыми почитателями бессмертного булгаковского романа.

Но помимо лестницы, конечно же, поклонникам таланта Михаила Афанасьевича хотелось попасть и в квартиру. Начиная с 1980-х годов, разные известные люди пытались в квартире № 50 создать музей писателя. Поэт Андрей Вознесенский, композитор Родион Щедрин, писатель Вениамин Каверин, актёр Михаил Ульянов и многие другие в 1986 году официально обратились в Совет Министров РСФСР с просьбой создать в квартире № 50 музей М.А. Булгакова. Понадобились ещё многие годы, чтобы осуществить этот замысел. На общественных началах своеобразный „домашний“ булгаковский музей организовали инженеры «Гипротехмонтажа», работающие в этом помещении. Но надо было не только добиться освобождения квартиры для создания музея, но и восстановить первоначальную её планировку. В 1990-м году даже был создан общественный некоммерческий Фонд имени М.А. Булгакова, который возглавила известный булгаковед М.О. Чудакова.

Похожие сочинения

  1. Тема добра и зла.
    Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, и, по моему мнению, гений автора превзошел в её раскрытии всех предшественников. Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое...смотреть целиком
  2. Художественная автобиография Михаила Булгакова
    Почти все творчество Михаила Булгакова в какой-то степени автобиографично. Во всяком случае, к таковым можно отнести все его романы, значительную часть пьес, некоторые повести и рассказы. И в то же время строго автобиографических сочинений, из которых...смотреть целиком
  3. Восемь снов Булгакова
    Цепкое и заинтересованное внимание Горького к тому, как складывается булгаковская литературная судьба, не ослабевало на протяжении ряда лет. «Очень хочется мне вытащить Вас и Федина сюда. Да еще бы Зощенко. Да Булгакова. Посидели бы мы тут на теплых...смотреть целиком
  4. Юмор и сатира в пьесах Булгакова
    По иронии судьбы уцелела и дошла сквозь годы (и какие годы!) только пьеса «Сыновья муллы». Именно та, которой автор в рассказе «Богема» пророчил первое место па возможном конкурсе «самых бессмысленных, бездарных и наглых пьес», созданных в первые годы...смотреть целиком
  5. Своеобразие осмысления проблемы борьбы добра со злом в творчестве Булгакова  Новое!
    К библейской проблеме борьбы добра со злом М.А.Булгаков обращался в течение всего творческого пути. Эта философско-религиозная проблема нашла отражение в ранних сатирических произведениях писателя («Похождения Чичикова», «Дьяволиада», «Роковые яйца»),...смотреть целиком
  6. Сны в булгаковской поэтике
    Сны в булгаковской поэтике имеют разнообразное значение. Сон — это блаженная, желанная, чаемая норма, возможность «переиграть жизнь», изменить ее катастрофический ход. Сон — это выявление сокрытых и подавленных стремлений, осуществление мечты о мире...смотреть целиком
  7. Сны в булгаковской поэтике
    Сны в булгаковской поэтике имеют разнообразное значение. Сон — это блаженная, желанная, чаемая норма, возможность «переиграть жизнь», изменить ее катастрофический ход. Сон — это выявление сокрытых и подавленных стремлений, осуществление мечты о мире...смотреть целиком