Стать бесстрастно над
красными и белыми.
М. Булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков -- мистический писатель, как он сам себя называл. Как-то очень чутко он сумел услышать свое время и понять грядущее, поэтому во всех своих произведениях Булгаков предупреждает читателей о грядущем времени Сатаны.
Особенно пророчески и открыто звучат слова писателя в небольшой статье \"Грядущие перспективы\". Поневоле воспримешь всерьез признание писателя в мистицизме. Очень точно, с гражданской ответственностью, прямо Булгаков говорит, что ожидает Россию, погрязшую в гражданской войне. Автор с горечью отмечает, что \"нам немыслимо сейчас созидать. Перед нами тяжкая задача -- завоевать, отнять свою собственную землю...\".
По мысли Булгакова, Россия еще долго будет платить горькую цену, так как безумство революции скоро не заканчивается, \"нам нет остановки, нет передышки\".
Писатель с душевной болью предупреждает, что Россия катится к гибели, так как завоевывает \"собственные столицы, платит за безумие мартовских дней, за безумие дней октябрьских...\". Это написано в далекие двадцатые годы, а мы читаем эти строки сегодня, в двухтысячном году, и поражаемся гениальности Булгакова, вопрошающего: \"Кто увидит эти светлые дни? Мы? О нет! Наши дети, быть может, а быть может, и наши внуки...\" И как заклинание, наказ звучат последние слова:
Давно не испытывали такого? 3 часа как отбойный молоток? А ведь это...



-- Платите, платите честно и вечно помните социальную революцию!
Великое предупреждение гениального художника, оставленного на десятки лет безгласным, не имеющим возможности говорить со своим народом, но Булгаков не бездействовал, он писал произведения, точно зная, что они не увидят свет в ближайшее время. Слишком смелыми и откровенными они были. Художник не мог ни молчать, ни говорить, поверяя хотя бы бумаге о том хаосе и абсурде, которые начинали властвовать в России.
В повести \"Собачье сердце\" писатель ярко и талантливо показал, что может случиться, если восторжествует лозунг большевиков: \"Кто был никем, тот станет всем\". Мы вслед за автором ужасаемся той неразберихе, которую сеет Полиграф Полиграфович Шариков, бывший Шарик. Вначале он устраивает мини-потоп, а затем и вовсе лишает умных и талантливых людей возможности работать. Этот \"новый человек\" настолько абсурден и агрессивен, что читатели вздыхают с облегчением, когда он вновь обретает облик Шарика -- милый пес гораздо симпатичнее перерожденца Шарикова. И слава богу, что профессор Преображенский сумел \"усмирить демона\".
В реальности писатель этого торжества справедливости не видел.
Наступило время Сатаны, который свободно разгуливает по Москве, верша суд над мещанами, хозяевами жизни, еще недавно бывшими \"борцами\" за новую и счастливую жизнь. Только вот для кого? Писатель откровенно говорит, что для самих себя.
Совсем иными видит Булгаков истинных героев, для которых собственное благополучие не является самоцелью, а лишь привычным образом жизни, как у героев его романа \"Белая гвардия\" и пьесы \"Дни Турбиных\".
Если же быт, даже очень устроенный, приходит в противоречие с внутренним миром героя, герой не боится покинуть удобства ради любви, как это делает Маргарита в романе \"Мастер и Маргарита\" или доктор Бомгард из повести \"Записки юного врача\".
В лучших героях Булгакова воплотились черты прогрессивной интеллигенции, для которой вопросы быта вторичны, а главной проблемой всегда являлась цель -- для чего жить? Этот извечный вопрос русской литературы ставит и Булгаков перед своими героями, заставляя их сделать собственный выбор, очень непростой, но решающий в их судьбах.

Похожие сочинения

  1. Время и судьбы русской интеллигенции (по произведениям М. Булгакова)
    М.А. Булгакова невозможно представить вне его эпохи, вне времени, в котором он жил, вне милой его сердцу интеллигентской среды. После октябрьского переворота стала проявляться тенденция к разделению русской интеллигенции на две группы. Одна группа безоговорочно...смотреть целиком
  2. Тема добра и зла.
    Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, и, по моему мнению, гений автора превзошел в её раскрытии всех предшественников. Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое...смотреть целиком
  3. Темы сочинений по творчеству М. А. Булгакова
    1. Нравственно-философский смысл романа «Мастер и Маргарита». 2. Вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита». 3. Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». 4. Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита». 5. Мастерство М. А. Булгакова-сатирика....смотреть целиком
  4. Жизненный и творческий путь
    Цель: показать учащимся сложность и трагичность жизненного и творческого пути м. а. Булгакова; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; ознакомить с биографией писателя, основными этапами творческого пути, его местом в мире современной литературы;...смотреть целиком
  5. Киев в жизни и творчестве М. А. Булгакова
    Место, где родился человек, — это самое дорогое для него. Будь это город, село или деревня, оно навсегда останется в сердце человека. Ведь это маленькая родина, где прошли самые счастливые дни жизни. Всегда с любовью и нежностью мы вспоминаем этот милый...смотреть целиком
  6. Жизнь Булгакова в Художественном театре
    «Театр автора», несущий истину людям, пытается осуществить себя и пробиться сквозь неукротимую игру актерских и режиссерских самолюбий. Тема писателя в театре оказывается в «Записках покойника» сугубо драматической по своей природе. Максудов, попав...смотреть целиком
  7. Особенности булгаковской и чеховской характерологии  Новое!
    Одной из важнейших «зон влияния» Чехова в «Днях Турбиных» является область характерологии. Заканчивая первую редакцию «Иванова», Чехов так определил особенности построения характеров в пьесе: «Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного...смотреть целиком