Одной из важнейших «зон влияния» Чехова в «Днях Турбиных» является область характерологии. Заканчивая первую редакцию «Иванова», Чехов так определил особенности построения характеров в пьесе: «Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного ангела (хотя не сумел воздержаться от шутов), никого не обвинил, ни кого не оправдал». Отказ от одномерного изображения человека определил основной способ лепки характера в чеховской драматургии. Как отмечает З.Паперный, « характерное в понимании драматурга - это не совокупность сходных качеств, а их парадоксальное сочетание».

В характерах чеховских персонажей совмещены противоречивые, подчас взаимоисключающие качества. Например, характер Иванова построен на противоречии между теми качествами, которые были присущи ему в прошлом («Прошлое у него, как у большинства русских интеллигентных людей, было прекрасное», - отмечает Чехов) и тем комплексом негативных черт, которые сложились у него в настоящем - ленью, апатией, упадком сил. Характер Астрова в «Дяде Ване» представляет собой парадоксальное сочетание таланта, смелости, широкого размаха и душевной надломленности. Раневская в «Вишневом саде» в разных ситуациях проявляет разнородные свойства натуры: цинизм, легкомыслие, вздорность, с одной стороны, и доброту, искренность, открытость души прекрасному, с другой. В художественном мире Чехова нет места героям, которых можно безоговорочно назвать положительными. По справедливому замечанию Н.Берковского, у Чехова нет, никого, кто бы был несомненным ставленником автора, кто бы был послан автором в будущие. Булгаков в «Днях Турбиных» строил характеры по чеховской модели, синтезируя в них разнородные элементы, составляющие несовместимые черты. Однако, эти контрасты не так заметны, как у Чехова. Это связано с разным соотношением «событийного» и «разговорного» моментов в пьесах Чехова и Булгакова.

Завершая работу над «Чайкой» в 1895 году, Чехов отмечает в письме к Суворину, что в его новой драме, «много разговоров о литературе и мало действия». Принцип ослабления событийной стороны характерен и для остальных чеховских пьес. Закономерно, что контрастность характеров зафиксирована у Чехова преимущественно в «разговорах», то есть в само - и взаимохарактеристиках персонажей, как правило, подробных и развернутых. Например, противоречия в характере Аркадиной раскрываются в монологе Треплева: «Психологический курьез - моя мать. Бесспорно, талантлива, умна, способна рыдать над книжкой, отхватить тебе всего Некрасова наизусть, за больными ухаживает, как ангел; но попробуй похвалить при ней Дузе! Ого-го!

Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже немолода, когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три, а за это она меня ненавидит». В булгаковских пьесах, по сравнению с чеховскими, больше событий и меньше «разговоров». Поэтому характеры персонажей Булгакова раскрываются не столько в предельно лаконичных само - и взаимохарактеристиках, сколько в поступках и действиях. Булгаковскую концепцию того или иного характера помогают прояснить образы эпических «прототипов» персонажей из романа «Белая гвардия», а также устное высказывание самого Булгакова, зафиксированное участниками репетиции «Дни Турбиных» во МХАТе.

Особенно важно учитывать эти «внетскетовы

Похожие сочинения

  1. Жизненный и творческий путь Булгакова М.А.  Новое!
    Оборудование: Учебник, портрет м. а. Булгакова, произведения автора, иллюстрации к произведениям. Прогнозируемые Результаты: Учащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, наиболее известные его произведения; определяют место м. а....смотреть целиком
  2. Тема добра и зла.
    Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, и, по моему мнению, гений автора превзошел в её раскрытии всех предшественников. Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое...смотреть целиком
  3. Ранняя сатирическая проза Булгакова  Новое!
    Сатира, словно прожектор, высвечивает все недостатки и пороки общества. В самом начале нашего века писатель, которому суждено было столкнуться с жестокостью жизни и непониманием своего творчества, создал бессмертный роман “Мастер и Маргарита”. Зовут...смотреть целиком
  4. Какие пьесы Булгакова и какие прозаические произведения вам знакомы  Новое!
    Пьесы «Дни Турбиных» (по роману «Белая гвардия»), «Бег» (был снят худо­жественный фильм), «Иван Васильевич» (кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию»), «Зойкина квартира», «По­лоумный Журден», пьесы-инсценировки «Мертвые души», «Война и мир». Про­заические...смотреть целиком
  5. Мистические мотивы в творчестве Булгакова  Новое!
    1. Мистицизм в русской литературе. 2. Образы Бога и дьявола в романе. 3. Люди и нечистая сила. Прежде чем обратиться к рассмотрению мистических мотивов в творчестве М. А. Булгакова, следует сначала более или менее четко определить, что понимается...смотреть целиком
  6. Возвращение писателя (М.Булгаков)
    После перестройки в течение двух лет впервые на родине Михаила Афанасьевича Булгакова были опубликованы пьеса "Адам и Ева", повесть "Собачье сердце", письма писателя, черновые варианты его произведений, воспоминания современников....смотреть целиком
  7. Булгаков «политически вредный автор» (рецензия)  Новое!
    Смех не может быть нейтральным. Любой смех показывает на отношение к тому, что смешно. М. Зощенко Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком...смотреть целиком