Тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А. Булгакова и многих других писателей. Раскрытие данной темы можно проследить на примере творчества М. А. Булгакова, в частности его романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».

В изображении города Булгаков обращается к традициям русской литературы. Особенно заметно влияние Гоголя и Достоевского. Изображение города фантастично, отчасти это город-призрак. Он чутко реагирует на внутреннее состояние героев. Например, в «Мастере и Маргарите» погода в городе меняется, предсказывая последующие события и как бы подготавливая к ним действующих лиц. Булгаков также обращается к традиции мистического изображения города.

Прежде всего город выступает как самостоятельный персонаж. Особенно ярко это прослеживается в романе «Белая гвардия». Недаром автор пишет Город с большой буквы как имя собственное. Булгаков так характеризует жизнь Города:

«Как многоярусные соты, дымился и шумел, жил Город». Безусловно, город в обоих романах - существо одушевленное, наделенное собственным характером. Поэтому и герои данных произведений относятся к нему как к живому. Это видно и из разговоров в доме Турбиных, и из размышлений персонажей «Мастера и Маргариты». Город, как правило, сильнее своих обитателей и способен подчинить их судьбы своей воле. Он стоит много выше остальных героев, именно поэтому символом Города в «Белой гвардии» является памятник святому Владимиру, осеняющему Город Крестом: «Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь на Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в черной гуще небес и холодно и спокойно царил под темным пологим московским берегом». Жители Города в «Белой гвардии» и города в «Мастере и Маргарите» действуют не самостоятельно, а подчиняясь более могущественной силе. Например, в «Мастере и Маргарите» город живет во власти Сатаны и его свиты, то есть сам оказывается в подчинении. Но и в данном случае город стоит выше своих обитателей.

Весьма разнообразны художественные средства, используемые Булгаковым для изображения города, раскрытия его особенностей. Город в «Белой гвардии» ассоциируется со светом, но со светом искусственным, высвечивающим отдельные эпизоды. Это лампа в доме Турбиных, фонари на улицах, две звезды в небе: Венера и Марс. Здесь Булгаков использует так называемый прием кинематографичности. В «Мастере и Маргарите» Булгаков более всего обращается к изображению быта и нравов населения Москвы.




Булгаковский город является не только героем произведения, но и особым миром. Характерно то, что действие обоих романов не выходит за его пределы. Город предстает как замкнутое пространство, поочередно посещаемое некими силами. В «Белой гвардии» эти силы сменяются, как в калейдоскопе. Это и гетман, и немецкие войска, и Петлюра. Они проносятся над Городом внезапно и бесследно. Последняя самая могущественная сила еще не вошла в Город, но уже находится на подходе к нему. Эта сила таинственна и загадочна. Ее символом является бронепоезд с красной звездой.

В «Мастере и Маргарите» в городе появляется только одна сила - нечистая. Но принцип тот же, что и в «Белой гвардии»: Воланд со своими спутниками исчезает бесследно и так же внезапно, как и появляется. Все события также происходят в замкнутом пространстве города, словно мир за его пределами не существует.

В романах «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» изображаются три города: Город, Москва и Ершалаим. Причем в Городе ясно угадывается Киев, то есть город совершенно реальный, как и Москва. И в Киеве, и в Москве Булгаков жил. Ершалаим (Иерусалим) также является реальным городом. Но здесь не так много конкретных описаний самого города.

Булгаков не случайно отделяет все три изображаемых им города от реального мира, замыкает их в себе. Можно провести параллель с небесным городом Иерусалимом, о котором говорится в Апокалипсисе Иоанна Богослова:

«…великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога». Более всего под это описание подходит Город, изображенный в «Белой гвардии», которому суждено пройти через тяжкие испытания. Недаром Булгаков обращается к Священному Писанию в обоих романах.

Можно сделать вывод, что Булгаков следует традициям русской литературы в изображении города как одного из героев произведения. С другой стороны, город - особый мир, «град Бога Моего, новый Иерусалим, нисходящий с неба». Такая ссылка на Священное Писание заставляет читателя по-иному воспринимать произведение в целом.

Изображение города в романах М. А. Булгакова - своеобразное стилистическое открытие в русской литературе. Тема города, получившая столь яркое отражение в произведениях русских писателей, нашла свое новое звучание на страницах булгаковских романов.

Похожие сочинения

  1. Сатира М.А. Булгакова
    М.А. Булгаков - человек большой судьбы. Его имя особенно выделяется среди писателей, незаслуженно забытых, «запрещенных». Однако время, которое, казалось, прежде работало против Булгакова, обрекая его забвению, как будто повернулось к нему лицом, обозначив...смотреть целиком
  2. Время и судьбы русской интеллигенции (по произведениям М. Булгакова)
    М.А. Булгакова невозможно представить вне его эпохи, вне времени, в котором он жил, вне милой его сердцу интеллигентской среды. После октябрьского переворота стала проявляться тенденция к разделению русской интеллигенции на две группы. Одна группа безоговорочно...смотреть целиком
  3. Какие пьесы Булгакова и какие прозаические произведения вам знакомы  Новое!
    Пьесы «Дни Турбиных» (по роману «Белая гвардия»), «Бег» (был снят худо­жественный фильм), «Иван Васильевич» (кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию»), «Зойкина квартира», «По­лоумный Журден», пьесы-инсценировки «Мертвые души», «Война и мир». Про­заические...смотреть целиком
  4. Значение творчества Булгакова для русской литературы
    В европейской культуре роман воплощает этику, как церковная архитектура – идею веры, а сонет – идею любви. Выдающийся роман есть не только культурное событие; он значит куда больше, чем просто шаг вперед в литературном ремесле. Это памятник эпохи; монументальный...смотреть целиком
  5. Добро и зло - Булгаков
    Так, например, композиция любви Мастера и Маргариты не столько необычна по своей сути, сколько по самому ее оформлению. Именно это оформление придает тот самый загадочный характер, который передал Булгаков своему роману, и здесь своеобразная символика...смотреть целиком
  6. Пародия и памфлет в пьесах Булгакова
    Прежде чем рассказать об этой «реплике» автора «Дней Турбиных», поведаю читателю о другой достаточно забытой пьесе, которая вышла в 1928 году в издательстве «Теакинопечать» и была рекомендована для постановки. Пьесу сочинили начинающие литераторы В....смотреть целиком
  7. Возвращение писателя (М. А. Булгаков)  Новое!
    После перестройки в течение двух лет впервые на родине Михаила Афанасьевича Булгакова были опубликованы пьеса "Адам и Ева", повесть "Собачье сердце", письма писателя, черновые варианты его произведений, воспоминания современников....смотреть целиком