М.А. Булгакова невозможно представить вне его эпохи, вне времени, в котором он жил, вне милой его сердцу интеллигентской среды. После октябрьского переворота стала проявляться тенденция к разделению русской интеллигенции на две группы. Одна группа безоговорочно приняла новый стиль жизни и стала официально представлять в литературе и искусстве политику партии. Другая осталась верна незыблемым законам творчества, законам совести и разума художника. К этой-то второй группе и принадлежал М. Булгаков. Он вырос в среде интеллигенции, то есть классовой прослойки, столь нелюбимой в Стране Советов. Возможно, именно революция побудила Михаила Булгакова начать писать, сделать литературу своим призванием, поднять свой голос в защиту интеллигенции.
Трагедия русской интеллигенции представлена в романе \"Белая гвардия\". Братья Турбины, Шервинский, Лариосик, Мышлаевский, Най-Турс - все они стоят перед выбором дальнейшего жизненного пути. Они должны решить, как им жить дальше, а именно, за кого воевать. В экстремальных ситуациях раскрываются истинные характеры героев. Внешне очень приятный и обходительный Тальберг оказывается трусом и подлецом. \"Побереги наши комнаты!\" - говорит он жене в тот момент, когда решается судьба Родины. Он первый, кто пришел в штаб с красной повязкой на рукаве и самолично арестовал генерала Петрова. \"Оперетка\" вышла. Он типичный приспособленец, пекущийся исключительно о своей шкуре. В романе легко прочитывается неприязнь самого автора и его героев к штабным офицерам, к которым принадлежит и Тальберг. Старшие офицеры \"устроили\" себе теплые местечки и научились произносить патриотические речи с высоты штабного кресла.
Но, к счастью, в русской армии таких офицеров было мало. Впрочем, как было мало и настоящих патриотов. Идеалом русского офицера в романе является полковник Най-Турс, истинный интеллигент. Он в трудную минуту будет думать прежде всего о других. Най-Турс был гусаром, этим сказано все. Гибель Най-Турса изменила взгляды на жизнь Николая Турбина. Николка молод, но война сделала его мужчиной, разрушив мир юношеских грез. Прежде всего, будучи свидетелем гибели Най-Турса, Николка был поражен, как быстро и просто может умереть человек. \"Так умирают? - подумал Николка. - Не может быть. Только что был живой\". Полковник умер, пожертвовав собой ради спасения юнкеров, одним из которых и был Николай Турбин. Возможно, в образе повзрослевшего Николки отразился исторический оптимизм самого Булгакова, надежда на то, что жизнь после революции сможет обрести \"человеческие формы\".
Мой любимый герой, Виктор Мышлаевский, почему-то ассоциируется с образом Дениса Давыдова, те же гусарская удаль, отвага, буйный темперамент и поэтическая душа. Образ Мышлаевского является воплощением лучших качеств русского офицерства. В этом герое есть некая притягательная сила. Для Булгакова Мышлаевккий - именно тот человек, который выбирает цель, принимает единственно верное решение и осуществляет его. В своего Мышлаевского автор верит до конца. Трагедия русского офицерства состояла в том, что армия не смогла объединить свои силы. Умные, честные, мыслящие люди вынуждены были погибнуть или эмигрировать, оставив Россию на растерзание вандалам.
С Най-Турсом, Алексеем Турбиным уходит из жизни старая, дорогая Булгакову потомственная интеллигенция, для которой честь и Россия превыше всего. Но жизнь не терпит вакуума. Он сразу же начинает заполняться людьми новой формации. Новое время породило нового человека, так называемого homo sovetikusa. Зарождение этого типа людей, как очень точно подметил Булгаков, несет смену ценностной ориентации, замену культуры суррогатом. Новая культура и новый быт показаны в ряде повестей и рассказов, и в первую очередь - в \"Собачьем сердце\".
Полиграф Полиграфович Шариков - всем известный персонаж повести. Шариков человеком не является. Он пес с пересаженным гипофизом. Именно гипофиз превратил умного и незлобного пса в выродка. Климовское начало оказалось много сильнее, чем предполагал профессор Преображенский. Видя, что уровень \"духовного\" и физического развития Шарикова близок к неандертальскому, мы можем спросить: а нужен ли такой индивидуум обществу? Он очень-очень нужен, ибо в его среде весьма удобно пропагандировать идеи всемирной революции, предварительно обработав его водкой. Да, Шариков - типичный представитель \"советского этноса\".
Нарождающемуся серо-красному миру еще пытаются противостоять профессор Преображенский, доктор Борменталь, профессор Персиков (\"Роковые яйца\"). Но пройдет совсем немного времени, и они исчезнут: погибнут, растворятся в \"массе\". Неужели Булгаков предрекал такой конец всем мыслящим людям? Развязка повести \"Роковые яйца\" еще трагичнее, чем финал \"Собачьего сердца\". И это отнюдь не случайно. Противостояние двух культур всегда оканчивается трагично. Утонченная, высокоразвитая, имеющая хороший генофонд культура погибает под натиском грубого насилия.
Весьма грустно осознавать, что время героев-интеллигентов Булгакова ушло безвозвратно, что никогда больше не будет милых сердцу домашних очагов, полупровинциальных городов, каким был Киев до 1918 года. Это ностальгия по ушедшему времени, по людям, канувшим в Лету. Таким, как Персиков и Преображенский, братья Турбины, Лариосик, Шервинский, Най-Турс и Виктор Мышлаевский, нет места в новом мире. И, изгоняя всех умных, добрых и честных, государство обрекает себя на духовную смерть.

Ведерникова А. 11 класс, школа 196 С.-Петербург