15 мая 1891 года в Киеве, в семье учителя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, который служил в киевской цензуре, родился сын Михаил. Мать, Варвара Михайловна, была сильная, волевая женщина, на которую легло все бремя воспитания детей (кроме Михаила, в семье было еще 6 детей). В 1907 году умирает отец. Михаил Булгаков получил замечательное образование в Первой Александрийской гимназии. В 1909 году поступает на музыкальный факультет Киевского университета. В 1913 году Михаил Булгаков вступает в брак. Первая мировая война заставила Булгакова пойти работать в полевые госпитали. В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей. Впечатления от врачебной практики легли в основу его первой книги «Записки юного врача» (1925-1926 г.г.).

В октябре 1919 года он находился в составе деникинских войск на должности начальника медицинской службы во Владикавказе. В 1921 году Булгаков переезжает в Москву, где работает секретарем литературного отдела Главполитпросвещения. В середине 20-х годов Булгаков становится достаточно известным. Его фельетоны регулярно публиковали в печати. В мае 1926 года в связи с закрытием журнала «Россия», в котором он печатался, у Булгакова был сделан обыск. Были изъяты рукописи «Собачьего сердца» и дневники. Лишь через 3 года ему все вернули. В 1929 году ситуация вокруг Булгакова резко ухудшается. Ранние повести и рассказы Булгакова имели успех у читателей, но их резко встретила критика. В том же, 1929 году, Булгаков начинает работать над первой редакцией романа «Мастер и Маргарита». В октябре 1936 года Булгаков становится либреттистом и переводчиком Большого театра.

С переходом в Большой театр улучшилось материальное положение писателя. Отпала потребность думать о завтрашнем дне. Но автор страдал от невозможности ставить свои пьесы. Он говорил: «За последние 7 лет написал 16 произведений, и все они погибли. Наивно было бы думать, что пойдет семнадцатая, восемнадцатая или девятнадцатая». Михаил Булгаков владел не только сатирическим, но и редчайшим лирическим даром. Позднее Булгаков пишет пьесу о Пушкине «Последние дни» (1935), в которой снова, как и в романе «Мастер и Маргарита», обращается к теме «художник и власть».

«Киев у Булгакова не в изображении родного города,- не в названиях киевских реалий, вообще не в «теме», - он в самой структуре мышления писателя, в типологии его творчества. Его модель мира была киевоцентричной. Он, если можно так выразиться, мыслил Киевом», - пишет Мирон Петровский в своей книге «Мастер и огород. Киевские контексты Михаила Булгакова». Присутствие Киева в структуре мышления и типологии творчества писателя в самом деле может и не «задавать» наличие в тексте киевских реалий. Только о каких бы городах не писал Михаил Афанасьевич, все они - Москва, Иерусалим и даже Париж - кажутся двойниками Киева-Града, которые случайно забрели в чужие земли. Так, в «Театральном романе» («Записках покойника») Максудову указывают на имеющийся в его романе киевский пейзаж («звездные ночи украинские», «рокот Днепра», «запахи акации» и «серебристые тополя»), но всего этого, как утверждает Максудов, в его романе совсем нет.


Тополей, акаций и звездных украинских ночей у Максудова в «Черном снеге» в самом деле нет, однако Киев и киевская тема есть. Только она, как и у самого Булгакова, в другом - в ощущении катастрофы, которая надвигается, в апокалипсических мотивах, в зареве за окнами и крови на снегу. И эта апокалиптика связана с тем, что, как считает Мирон Петровский, во всех своих текстах Булгаков рассказывает о гибели города - это одновременно и Киев, и Иерусалим, и Рим.

Любителей прямолинейного патриотизма такая многогранность и эклектичность булгаковского Киева может шокировать, особенно если поставить в этот ряд еще и Москву, но киевлянин Булгаков именно поэтому киевлянин в полной мере, что ко всему еще и космополит. И мир видится ему в виде огромного Города, на который со всех сторон надвигается хаос, который угрожает поглотить его. Помните, в «Мастере и Маргарите»: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…».

Это интересно! Известно шесть редакций романа «Мастер и Маргарита». Сперва М. Булгаков хотел написать «роман о дьяволе» - сатирическую фантасмагорию со вставной новеллой о Христе и Пилате. Варианты названий романа были такие: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В(…)», «Гастроль (Воланда)», «Инженер с копытом» и т.п. В 1931-1932 годах в роман вошли образы Мастера и Маргариты, а в 1937-1938 годах появилось окончательное название - «Мастер и Маргарита».

В произведении поднимаются важнейшие моральные и философские проблемы: свобода и насилие, художник и власть, смысл бытия человека, духовная сущность мира, любовь, назначение личности и выбор ее позиции. Показана духовная деградация общества в культурно-историческом контексте, человека и всего мира. Этой главной теме подчинены другие: история гибели Иешуа Га-Ноцри, трагическая судьба мастера и его романа, жизнь Ивана Бездомного, приключения Воланда с его свитой и др. М. Булгаков болезненно переживает, что мир утратил свою духовную сущность, люди забыли о Боге, о вечных ценностях. По его мнению, противопоставить любому насилию можно лишь одно - силу духа человека, его творчество, внутреннюю свободу.

Поэтому в романе утверждается идея высоких человеческих ценностей - добра, справедливости, любви, свободы. Иешуа, Мастер и Маргарита воплощают идею непобедимости личности, которая осознала силу своего творчества и внутренней свободы. Души любимых героев М. Булгакова неподвластны ни дьяволу, ни земной власти. И это должно стать гарантией будущего духовного возрождения мира.

Похожие сочинения

  1. Творчество М. А. Булгакова
    Совсем недавно я познакомился с творчеством М.А. Булгакова. Это был очень образованный человек. Рос он в благополучной семье. В детстве Михаила Афанасьевича влекло к сцене, к театру. Окончив гимназию, он поступил в университет на мед факультет. Стремление...смотреть целиком
  2. М.А. Булгаков — писатель-врач
    Сатира — род литературы, в котором на первом плане отрицательные явления действительности. Так объясняет это понятие словарь С. Ожегова. Властители душ — писатели и поэты-классики — считали сатиру действенным приемом художественного слова и были убеждены...смотреть целиком
  3. Тема добра и зла.
    Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, и, по моему мнению, гений автора превзошел в её раскрытии всех предшественников. Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое...смотреть целиком
  4. Мистические мотивы в творчестве Булгакова  Новое!
    1. Мистицизм в русской литературе. 2. Образы Бога и дьявола в романе. 3. Люди и нечистая сила. Прежде чем обратиться к рассмотрению мистических мотивов в творчестве М. А. Булгакова, следует сначала более или менее четко определить, что понимается...смотреть целиком
  5. Первые рассказы и повести Булгакова  Новое!
    События 1917 г. прошли почти незаметно для земского лекаря Булгакова. Его поездка в Москву осенью того же года была вызвана не интересом к событиям революции, что пытались из лучших побуждений приписать ему некоторые биографы, а желанием освободиться...смотреть целиком
  6. Психология массового безумия и отражение в романах Булгакова  Новое!
    Различные функции снов, оригинальные находки можно найти у писателей разных поколений XX века. Обратим внимание на последнюю, XX главу романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней»....смотреть целиком
  7. Значение «русского сна» в пьесах Булгакова  Новое!
    В «русских снах» Булгаков тщательно подготавливает те отношения, которые возникнут между героями «Бега» за пределами России. При этом меньше всего драматург задумывал пьесу об эмигрантах, как полагали некоторые литературные современники. Вплоть до четвертого...смотреть целиком