Цель: показать учащимся сложность и трагичность жизненного и творческого пути м. а. Булгакова; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; ознакомить с биографией писателя, основными этапами творческого пути, его местом в мире современной литературы; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, умение сравнительного анализа языка литературных произведений, способность обобщать и делать выводы; воспитывать стремление к свободе мыслей, чувств. оборудование: учебник, портрет м. а. Булгакова, произведения автора, иллюстрации к произведениям.
Прогнозируемые
Результаты: учащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, наиболее известные его произведения; определяют место м. а. Булгакова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; участвуют в беседе, используя полученные ранее знания по литературе и истории. тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Слушание нескольких творческих работ
(см. Домашнее задание предыдущего урока, п. 1)
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. В жизни каждого талантливого человека есть вехи, определяющие его судьбу. Возможно, кто-то из вас заинтересуется судьбой, личностью, творчеством м. а. Булгакова; по-другому взглянет на некоторые его произведения. Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом загадка. Неясны политические взгляды писателя, его отношение к религии, эстетическая программа. До 1919 г. он работал врачом, только изредка пробуя себя в литературе. Уже в 1920-е гг. м. а. Булгаков — профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осенённый громкой, но скандальной славой романа «Дни турбиных». Наконец, в 1930-е гг. михаил афанасьевич — театральный служащий, поскольку существовать на доходы от публикации прозы и постановки пьес он не может — не дают (в это время он пишет свой нетленный и главный шедевр — роман «мастера и маргарита»).
Начнём наши уроки, посвящённые творчеству михаила афанасьевича Булгакова, с короткого знакомства с его биографией, сложной судьбой его произведений.
1. вступительное слово учителя
Михаил Булгаков
— Детство и юность м. а. Булгакова прошли в Киеве — духовной колыбели писателя, изначально определившей тему и атмосферу многих его произведений. В творчество м. а. Булгакова Киев войдёт как Город (роман «Белая гвардия») и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины, России (очерк «Киев-город», 1923)… Самым притягательным местом на земле для михаила афанасьевича Булгакова остался этот город — город, где он родился, «мать городов русских», где сошлись воедино Украина и россия. м. а. Булгаков связан с Киевом кровно. Он родился в этом городе весной, когда зацветают каштаны, буйствует сирень, пахнут цветы абрикосовых деревьев. Красота киевской природы и сам Киев, который великий мастер называл просто и возвышенно — Город, навсегда отложились в памяти писателя. Он любил Киев до конца своих дней, о нём вспоминал в москве, уже будучи смертельно больным. Он пишет о Киеве в «Белой гвардии»: «И было садов в городе Киеве так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, клёнами и липами». «а Киев! — тоскует в Константинополе, вспоминая о Городе, генерал чарнота.— Эх, Киев! — город, красота! Вот так лавра пылает на горах. а Днепро, Днепро! Неописуемый воздух, неописуемый свет!» Это из «Бега». Даже в последнем романе, в «мастере и маргарите», прорываются строки о Киеве: «Весенние разливы Днепра, когда, затопляя острова на низком берегу, вода сливалась с горизонтом, потрясающий по красоте вид, что открывался от подножия памятника князю Владимиру. Солнечные пятна, играющие весной на кирпичных дорожках Владимирской горки». «Киев — город прекрасный, счастливый,— утверждал м. а. Булгаков даже после разрушительной гражданской войны.— Сейчас в нём великая усталость после страшных громыхающих лет. Но трепет новой жизни я слышу. Его отстроят, опять закипят его улицы, и станет над рекой, которую Гоголь любил, опять царственный город!»
Вот в этом царственном городе в дружной семье Булгаковых родился первенец, которого нарекли Михаилом.
2. Слушание «литературных визиток» о жизни и творчестве м. а. Булгакова
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)
Дата События жизни писателя Произведения
1891 г., 3 мая родился в Киеве в семье профессора Духовной академии афанасия Ивановича и Варвары михайловны. Большая многодетная семья (7 детей) навсегда осталась для писателя миром тепла и уюта, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух, домашними спектаклями
1907 г. Умер отец. Забота о воспитании детей целиком легла на плечи матери, Варвары михайловны, но, как ни было это сложно, она «сумела… дать радостное детство»
1916 г. Закончил медицинский факультет Киевского университета
1916–1918 гг. работал врачом в тыловых и фронтовых госпиталях, в сельской больнице в Смоленской губернии Сборник рассказов «Записки юного врача»
1918–1920 гг. мобилизован как врач в армию Деникина, отправлен на Северный Кавказ. Из-за тифа после отступления «белых» остался во Владикавказе. Сотрудничал с большевиками: работает в подотделе искусства, читал лекции о а. С. Пушкине, а. П. чехове, писал пьесы для местного театра
1921 г. Начал публиковаться. Уехал в москву Фельетон «Неделя просвещения»
1922–1923 гг. Публикации в газетах и журналах Повесть «Запи ски на манжетах»
1923–1925 гг. работал в газетах «Гудок», «Накануне», сотрудничал со многими газетами. Собственным творчеством занимался по ночам Сатирические повести «роковые яйца», «Дьяволиада», «Собачье сердце»; роман «Дни турбиных»
Дата События жизни писателя Произведения
1926 г. мХат осуществил постановку пьесы «Дни турбиных», написанную по мотивам «Белой гвардии». Спектакль имел успех, но и принёс много неприятностей: его запретили, вновь разрешили
1927 г. В театре Вахтангова поставили пьесу «Зойкина квартира», но вскоре её сняли. Запретили к постановке пьесу «Бег». Вокруг м. а. Булгакова создали атмосферу травли Пьесы «Зойкина квартира», «Бег»
1929 г. Пьесы исключили из репертуаров театров. Булгакова перестали печатать. Писатель впал в глубокое отчаяние. Искал любую работу, но его не брали. Думал о самоубийстве роман «мастер и маргарита»
28.03.1930 г. Написал письмо Советскому правительству
18.04.1930 г. И. Сталин позвонил м. а. Булгакову и предложил работу в мХате
1930-е гг. работал режиссёром; писал инсценировки («Война и мир», «мёртвые души»), либретто опер, киносценарий по «ревизору», для горьков-ской серии «ЖЗл» — биографию Ж. Б. мольера; работал над главным произведением своей жизни — романом «мастер и маргарита». Ни одно произведение м. а. Булгакова не печаталось. Заболел, потерял зрение Пьесы «адам и Ева», «Иван Васильевич», «Последние дни», «театральный роман», «Кабала святош»
1940 г., 10 марта Умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище
3. «мозговой штурм» (в группах)
Задание для 1-й группы. Охарактеризуйте деятельность м. а. Булгакова как сценариста. Какие темы и образы русской литературы особенно привлекают его внимание? В чём своеобразие драматургии м. а. Булгакова? Сравните пьесу «Дни турбиных» и роман «Белая гвардия». Как проявилось мастерство Булгакова-драматурга, сжавшего материал, укрупнившего образы и резче обозначившего главный конфликт? Каково соотношение эпического и драматического в творчестве писателя?
Задание для 2-й группы. Сестра писателя Н. а. Земская вспоминала: «михаил афанасьевич отличался одной особенностью. Он был весел, он задавал тон шуткам, он писал сатирические стихи про маму, про нас, давал нам всем стихотворные характеристики, рисовал карикатуры». В чём своеобразие сатиры м. а. Булгакова? (На примере пьесы «Собачье сердце».)
4. решение проблемного вопроса
♦ можно ли утверждать, что на материале окружающей действи
Тельности 1920-х гг. м. а. Булгаков решает вечный вопрос до
Бра и зла?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. обобщающая беседа
♦ Какие факты биографии м. а. Булгакова нашли непосредственное отражение в его творчестве? Какова роль автобиографического начала в творчестве писателя?
♦ Как складывались отношения м. а. Булгакова с властью? В каких произведениях писателя показана история взаимоотношений художника и правителя-тирана?
♦ Какие традиции русской классической литературы развивает в своём творчестве м. а. Булгаков?
2. Заключительное слово учителя— 10 марта 1940 г. закончил свой земной путь один из удивительнейших писателей XX в. Но произведения м. а. Булгакова вечны, они не подвластны времени, потому что темы, затронутые автором, всегда были, есть и будут актуальны. Не только творче ство, но и сама личность михаила Булгакова не перестают привлекать внимание читателей во всём мире. Булгаков — один из тех светлых, таинственных и загадочных знаков в мировой истории искусства, который наряду с именами Э. т. а. Гофмана, И. Гёте, Н. В. Гоголя, Г. Гарсия маркеса вызывает противоречивые су ждения, пугает неразгаданностью и влечёт неопределёнными предчувствиями.
Чтение заранее подготовленной учащейся стихотворения А. А. Ахматовой «Памяти М. Булгакова»
А. а. ахматова впервые прочла это стихотворение Е. С. Булгаковой 16 апреля 1940 г., накануне булгаковских сороковин, отметив, как записала в дневнике вдова писателя, мистическое совпадение дат: м. а. Булгаков умер ровно через три года после смерти своего друга, писателя Евгения Ивановича Замятина, скончавшегося в Париже 10 марта 1937 г.
И снова вернёмся в Киев, заглянем в удивительный музей писателя. Этот уникальный музей создан людьми, которые искренне любят писателя. Когда бы вы ни пришли, сотрудники музея (не обязательно гиды!) проводят вас по всем залам, вдохновенно расскажут о каждом прожитом дне великого писателя в вечном Городе — Киеве. Этот музей занял второе место в конкурсе оригинальных музеев мира. И действительно, здесь есть чему подивиться. Вы побываете в Зазеркалье, потому что Булгаков без тайны и чуда — это не Булгаков. Вы увидите застывшие в белом вещи и предметы и поймёте, что они имеют отношение к «Белой гвардии». Вы увидите также вещи, принадлежавшие писателю и его семье. маленький и уютный, этот музей поражает всех, кто бы ни переступил его порог.
VI. Домашнее задание
1. Знать содержание романа м. а. Булгакова «мастер и маргарита»; перечитать ершалаимские главы (гл. 2, 16, 25, 26); подумать над вопросами: «Какова основная тема этих глав? Кто главный герой романа и почему? Как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Какова их роль в понимании его идеи?».
2. индивидуальное задание. Подготовить сообщение (1 учащийся) о евангельской истории Иисуса Христа и о его распятии (Евангелие от матфея, гл. 27, 28); об истории создания романа «ма стер и маргарита» (2 учащихся).