В романе Мастер и Маргарита особенную роль играет эпизод «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Карифа». Именно ему придаётся особое значение, т.к. после апогея внутренней борьбы Понтия Пилата герой встаёт на путь очищения, принимая правду Иешуа. Глава начинается с описания грозы. Это символ наивысшего накала действия,своеобразного катарсиса, ведь именно после грозы мир очищается и продолжает цвести ещё с большей силой. Это непростой символ и он используется для проведения аналогии с разразившейся нравственной борьбой героя. Прокуратор наблюдал за бунтующей стихией и его слуга африканец разбил кувшин с вином - «у его ног простиралась неубранная красная как бы кровая лужа». Данная художественная деталь символизирует пролитую кровь Иешуа, который по решению Понтия Пилата был приговорён к смерти. Напоминание о совершённой ошибке, лишало прокуратора внутреннего спокойствия. И по этому так важен используемый Булкаговым психологизм - описание глаз прокуратора. Он подчеркивает его душевное терзание: «лицо прокуратора было с воспаленными последними бессоницами вином глазами». Понтий Пилат ожидает своего верного слугу Афрания в надежде на то, что он принесёт ему известие о смерти Иешуа, и это позволит разрешить его внутренний конфликт: совесть мучает его. Прокуратор уделяет особое внимание гостю: он повелевает его переодеть,высушить после дождя,обязывает разделить с ним трапезу, демонстрируя этим приближенность Афрания к собственной персоне. Начальник тайной полиции понимал, что ему удостоены определённые привилегии, поэтому не остался в долгу, подчеркнув своей речью величие покровителя: «отец римлян, самый дорогой и лучший из людей». Предстоял важный разговор, но во дворце их могли подслушать, поэтому диалоги велись на латыни. Прокуратор расспрашивал о настроении в городе, но отнюдь не это его интересовало. В диалоге раскрывается психологический портрет личности Пилата: он ненавидит Ершалаим и всех людей в нём, его истинная привязанность сузилась до любви к собаке, но он должен нести долг своей службы: «нет более безнадёжного места на земле…о, если бы не императорская служба!» Обеспечение порядка было его обязанностью и поэтому он поручает следить за истинно виновным Вар-раваном, котрый по собственному решению прокуратора был освобождён. «Вар не сделает ни шагу без того, чтобы за ним не шли по пятам», т.е. прокуратор корректно пытался устранить последствия своей ошибки, , но все его усилия все равно не искупили бы вины перед собственной совестью и мирным философом Иешуа. В разговоре Пилат пытался всячески скрыть особый интерес к смерти Га-Ноцри, но его лицо выдавало внутреннее волнение перед услышанным: «под левым глазом у него задёргалась жилка».





«Он сказал, что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь» - эти слова были особенно важны для Пилата ,страдающего от мук совести. Но даже этот яростный поиск самооправдания, не даёт внутреннего спокойствия прокуратору. Последующие слова задели игемона, понимающего, что все изречения Иешуа непосредственно связаны с ним: «один из самых главных пороков-трусость», ведь Пилат испугался за свою карьеру, за своё положение в обществе и не спас пророка, судьба которого была в его руках. Освободившись от чувства ответственности за произошедшее, прокуратор решает совершить поступок, который может быть привел бы его к нравственному очищению, он решается убить Иуду из Карифа. Разговор на эту тему требовал доверия Пилата к Афранию, поэтому прокуратор проверяет преданность его слуги предположения о переводе с повышением в Рим и ответом ему становится: «я счастлив служить под вашим начальством».После прокуратор решился завуалировано описать подробности своего задуманного преступления. Так как его действия могут вызвать скандал, он формально просит Афрания проследить за Иудой,хотя сам намерен это осуществить. Поставленная задача сложна ,и поэтому Афраний переспрашивает игемона:: «выследить человека,зарезать,да ещё и узнать,сколько получил,да ухитриться вернуть деньги Каифе,и всё это в одну ночь ? Сегодня?» Прокуратор был твёрдо уверен в своих намерениях: «тем не менее его зарежут сегодня»Понтий Пилат выдаёт довереному денежную сумму, как вознаграждение за его преданность, и на этом заканчивается беседа прокуратора и Афрания. Эта глава играет значительную роль - это предкульминационнон действие в романе самого Мастера. Ведь Понтий Пилат подходит к страшному часу в своей жизни, он уже почти готов признать свою вину перед Иешуа и отказаться от своей блестящей карьеры и громоподобной славы. Грех не столько самого убийства, но трусости прокуратора перед Иешуа, невозможность оправдания в такой ошибке подводит и самого автора этого романа к полусумасшедшому состоянию. Мастер поднял слишком запретную тему - рассуждение о полубоге Иисусе, а потом отказался от своего произведения, отчасти и из-за невозможности закончить его. Как может понять человек, простит ли Бог проступок прокуратора Иудеи и найдёт ли страшный грешник покой и искупление своих ошибок? Таково значение этой главы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Похожие сочинения

  1. Что такое истина? (по роману «Мастер и Маргарита»)
    В романе есть лишь единственный эпизод – отголосок чудес, совершаемых Иисусом и описанных в Евангелиях. «Что такое истина?» – этот вопрос Пилата относится к диалогу Иисуса и Пилата в Евангелии от Иоанна: «Пилат сказал ему: «Итак, Ты царь?» Иисус отвечал:...смотреть целиком
  2. Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом",...смотреть целиком
  3. Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".)
    Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет глубокий нравственно-философский смысл. Проблемы, которые раскрываются в произведении, связаны с вечными человеческими ценностями, такими, как честь, достоинство, совесть, добро и любовь к ближнему. Автор...смотреть целиком
  4. Роль эпиграфа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    ...так кто же ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. “Фауст” И. Гете. Эпиграфом к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита” являются слова Мефистофеля (дьявола) - одного из персонажей драмы И. Гете “Фауст”....смотреть целиком
  5. Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Недоразумение с \\\"официозной\\\" трактовкой содержания романа Михаила Булгакова \\\"Мастер и Маргарита\\\" объясняется несколькими причинами. Во-первых, если бы в конце шестидесятых знали его истинное содержание,...смотреть целиком
  6. Знакомство Ивана Бездомного с Мастером
    Одним из центральных образов романа М. А. Бул­гакова «Мастер и Маргарита» является образ Масте­ра, глубинный смысл которого во многом раскрывает­ся в эпизоде знакомства героя с поэтом Иваном Без­домным. Знакомство происходит в клинике Стравинского....смотреть целиком
  7. Мастер «вечный скиталец»  Новое!
    Мастера трудно оторвать от земли, и много «счетов» надлежит ему «оплатить». Приют Мастера в романе подчеркнуто, нарочито идилличен; он перенасыщен литературными атрибутами сентиментально-благополучных финалов: тут и венецианское окно, и стена, увитая...смотреть целиком