Ведущей темой произведения стала судьба интеллигенции в обстановке Гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу здесь, в этой пьесе, противопоставлялось упорное стремление сохранить нормальный быт, «бронзовую лампу под абажуром», «белизну скатерти», «кремовые шторы». Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Семья Турбиных, типичная интеллигентная семья военных, где старший брат — полковник, младший — юнкер, сестра — замужем за полковником Тальбергом. И все друзья — военные.
Алексей Турбин, на наш теперешний взгляд, очень молод: в тридцать лет — уже полковник. За его плечами только что закончившаяся война с Германией, а на войне талантливые офицеры выдвигаются быстро. Он — умница, думающий командир. Булгакову удалось в его лице дать обобщенный образ именно русского офицера, продолжая линию толстовских, чеховских, купринских офицеров. Он служит Родине и хочет ей служить, но приходит такой момент, когда ему кажется, что Россия гибнет, — и тогда нет смысла в его существовании. В пьесе две сцены, когда Алексей Турбин проявляется как характер. Первая — в кругу своих друзей и близких, за «кремовыми шторами», которые не могут укрыть от войн и революций. Турбин говорит о том, что его волнует; несмотря на «кра-мольность» речей, Турбин сожалеет, что раньше не мог предвидеть, «что такое Петлюра?». Он говорит, что это «миф», «туман». В России, по мнению Турбина, две силы: большевики и бывшие царские военные. Скоро придут большевики, и Турбин склонен думать, что победа будет за ними. Во второй кульминационной сцене Турбин уже действует. Он командует. Турбин распускает дивизион, приказывает всем снять знаки отличия и немедленно скрыться по домам. Турбин не может сталкивать одного русского человека с другим. Вывод таков: белому движению конец, народ не с ним, он против него. А ведь как часто в литературе и кино изображали белогвардейцев садистами, с болезненной наклонностью к злодействам. Алексей Турбин, потребовав, чтобы все сняли погоны, сам остается до конца в дивизионе. Николай, брат, верно понимает, что командир «смерти от позора ждет». И командир дождался ее — он погибает под пулями петлюровцев.
Алексей Турбин — трагический образ, цельный, волевой, сильный, смелый, гордый и гибнущий жертвой обманов, предательства тех, за кого он сражался. Строй рухнул и погубил многих из тех, кто ему служил. Но, погибая, Турбин понял, что был обманут, что сила у тех, кто с народом. Булгаков обладал большим историческим чутьем и верно понимал расстановку сил. Долго не могли простить Булгакову его любви к своим героям.
В последнем действии Мышлаевский кричит: «Большевики? .. .Великолепно! Мне надоело изображать навоз в проруби... Пусть мобилизуют. По крайней мере буду знать, что буду служить в русской армии. Народ не с нами. Народ против нас». Грубоватый, громогласный, но честный и прямой, хороший товарищ и хороший солдат, Мышлаевский продолжает в литературе известный тип русского военного — от Дениса Давыдова до наших дней, но он показан в новой, небывалой еще войне — гражданской. Он продолжает и заканчивает мысль старшего Турбина о конце, гибели белого движения, мысль важную, ведущую в пьесе.
В доме есть «крыса, бегущая с корабля», — полковник Тальберг. Он вначале пугается, врет о «командировке» в Берлин, потом о командировке на Дон, дает лицемерные обещания жене, за которыми следует трусливое бегство.
Мы так привыкли к названию «Дни Турбиных», что не задумываемся над тем, почему так названа пьеса. Слово «Дни» означает время, те считанные дни, в которые решалась судьба Турбиных, всего уклада жизни этой русской интеллигентной семьи. Это был конец, но не оборванная, погубленная, уничтоженная жизнь, а переход к новому существованию в новых революционных условиях, начало жизни и работы с большевиками. Такие, как Мышлаевский, будут хорошо служить и в Красной Армии, певец Шервинский найдет благодарную аудиторию, а Николка, наверное, будет учиться. Финал пьесы звучит мажорно. Нам хочется верить, что все прекрасные герои булгаковской пьесы действительно станут счастливыми, что минует их участь интеллигентов страшных тридцатых — сороковых — пятидесятых годов нашего непростого века.Пусть брань твоих завистников
Течет, как мутная река.
Твоя прелестная комедия
Уйдет в грядущие века!
Буало-Депрео
Михаил Афанасьевич Булгаков — художник своеобразного и глубокого таланта. Его произведения отличаются многообразием тем и вопросов, которые затрагивает автор и его герои, а главное — они интересны читателям. Михаил Афанасьевич почти все писал «в стол» — слишком смело говорил автор о тех беспорядках, которые творились вокруг. Новой власти были нелицеприятны такие откровения, и она нашла самый «эффективный» способ борьбы с талантливым писателем — запретила ему печататься. Мера не нова, сколько раз прибегали тираны к ее услугам.
Но истинный художник всегда найдет дорогу к читателям. И в конце XX века произведения Булгакова обрели второе рождение, зазвучали поразительно современно, удивляя пророческим даром писателя. Так чем же был страшен властям М. Булгаков в 20-30-е годы? Михаил Афанасьевич удивительно тонко и иронично подмечал недостатки, ошибки в концепции развития общества. Он указывал в своих произведениях на мещанское нутро «новых хозяев жизни», их непомерную жажду власти, пагубность этого пути. Политиков в писателе раздражало все: от изысканного внешнего вида до классического стиля письма, Да и как смел автор показать белогвардейцев «людьми»! Ведь его Хлудов из пьесы «Бег» в конце концов вызывает уважение, жалость, но только не презрение. И невольно задаешь себе вопрос: «А чем лучше большевики?» Они тоже творили кровавые расправы, прикрываясь лозунгами о народном счастье. А был ли счастлив народ? Вспоминаются слова великого А. С. Пушкина: Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых. В романе «Жизнь господина де Мольера» Михаил Афанасьевич подробно исследовал судьбу гениального драматурга, показал его зависимость от власть имущих и истинную свободу художника, когда Жан-Батист творил комедии, руководствуясь не указаниями короля и его придворных, а собственными талантом и вдохновением. Как пророчески звучат строки произведения! Ясно понимаешь, что Булгаков писал о современном ему обществе, в котором не нужны были правда и честь, а ценились лесть и угодничество.
Страшно становится, что проходят века, а человечество ничему не учится, все так же преклоняется перед властью, злобно гонит талант и безмерно чтит деньги. Булгаков прекрасно это понимал в силу своей одаренности и особой совестливости. Писатель предупреждал грядущие поколения о страшной беде. Мы не послушали. А ведь пророчества художника сбываются. «К сожалению, вершители судеб могут распоряжаться всеми судьбами, за исключением своей собственной». Подобные фразы стали афоризмами, а что изменилось? Неужели жертвы прошлого ничему не учат?! Нет, к сожалению. А Булгаков продолжает оставаться элитным, непонятым и не услышанным гением.