«Из всех писателей 20-х – 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века,
наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском
общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой
вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с
тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых –
«Мастер и Маргарита». Каждому следующему поколению читателей роман
открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы «осетрину второй свежести», и
придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все,
кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал». – Вот так, в
нескольких словах, Борис Соколов, известный исследователь творчества
Булгакова, сумел показать, какой ощутимый вклад внес писатель в русскую и
мировую литературу. Выдающиеся творческие умы признают роман «Мастер и
Маргарита» одним из величайших творений двадцатого века.
Роман, называвшийся тогда "Черный маг" или "Копыто инженера", Булгаков
задумал и стал писать, по-видимому, зимой 1929-1930 годов. Последние вставки
в роман он диктовал своей жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти.
Он писал "Мастера и Маргариту" в общей сложности более 10 лет. Одновременно с
написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот
роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, роман-судьба,
роман-завещание.
Роман заключает в себе три вполне самостоятельных произведения: эпическое
повествование о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Га-
Ноцри, романтическая история Мастере и Маргарите, а также сатирически-
фантастическое описание похождений Воланда и его свиты в Москве, о котором, в
основном, я и буду вести речь. Стоит еще раз напомнить, что работа над
романом завершалась в 1937-1938 годах. Сатирическое изображение
действительности было в те годы делом более чем опасным. И хотя Булгаков не
рассчитывал на немедленную публикацию романа, он, может быть, невольно, а
может, и сознательно смягчил сатирические выпады против тех или иных явлений
этой действительности. Это уже не «Собачье сердце», где вся постреволюционная
действительность представлена аллегорически в виде ужасного эксперимента над
Шариком, во всех отношениях приятным псом, которого превратили в злое,
бездушное существо – Клима Чугункина. В «Мастере и Маргарите» автор только
сожалеет обо всех странностях и уродствах бытия своих современников.
Иное дело, когда взгляд его падает на тех, кто отлично приспособился к этим
условиям: на взяточников и мошенников, шпионов и доносчиков, бюрократов и
очковтирателей. Для них писатель придумал разнообразные наказания, начиная от
обычного «спуска с лестницы» и заканчивая смертью, даже чем-то более страшным
– «небытием».
Исполнителями воли Булгакова, карателями, выступают высшие силы: Воланд и его
свит, а это: Коровьев-Фагот, кот-Бегемот, Гелла и Азазелло. В тексте романа
Булгаков называет Воланда «дьявол», «сатана», «князь тьмы», «дух зла и
повелитель теней». Однако по сути Воланд никогда не проявляет себя как
«дьявол» классического толкования. Он не обращает людей во зло, а, скорее,
наоборот, открывает зло в людях. Зачастую он исцеляет людей от различных
пороков, к примеру, Варенуха, который хамил и лгал по телефону, приобрел
«всеобщую популярность и любовь за свою невероятную, даже среди театральных
администраторов, отзывчивость и вежливость». В то же время Воланд
олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, барона Майгеля и других,
преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой
литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.
Степа Лиходеев, директор варьете, отделывается тем, что ассистенты Воланда
перебрасывают его из Москвы в Ялту, хотя «.вообще они, - докладывает
Коровьев, говоря о Степе во множественном числе, - в последнее время жутко
свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение,
ни черта не делают, да и делать ни черта не могут, потому что ничего не
смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки». Даже «машину зря
гоняют казенную!» И за все это всего лишь вынужденная прогулка в Ялту. Без
чересчур тяжелых последствий обходится встреча с Воландом и взяточнику
Никанору Ивановичу, и дяде Берлиоза, хитроумному охотнику за московской
квартирой племянника, и руководителям Зрелищной комиссии, типичным бюрократам
и бездельникам. Зато крайне суровые наказания выпадают тем, кто вроде бы ни
за чем этим не замечен.
О бароне Майгеле мы знаем очень мало, однако все его описание можно выразить
двумя словами: наушник и шпион. В романе право карать или решать чью-то
судьбу имеют только высшие силы, и всех, кто преступает этот закон, Булгаков
сурово карает. Доносами и шпионажем Майгель, фактически, взял на себя право
решать судьбу других людей, и за это он умирает. Та же ситуация и с
Берлиозом. Будучи директором МАССОЛИТА, он навязывал молодым писателям свои
взгляды и мнения, хотя на самом деле они были даже и не его, а просто
следствия из сложившихся догм и установок. Он решал судьбы многих людей, не
имея на это никакого морального права, ведь вместе с верой в Бога он отрицал
возможность существования чего-либо загадочного и таинственного, старался все
законы природы выстроить в собственную схему и навязать эту схему остальным.
Несмотря на свою эрудицию, он так и не смог опровергнуть «седьмое
доказательство» Воланда и ушел в небытие, на что и рассчитывал при жизни.
Совершенно иная судьба предназначена Ивану Бездомному, который в споре с
сомнительным иностранцем, вторя Берлиозу, осмеивал возможность существования
и Христа и дьявола. Однако в самом начале романа Булгаков подробно описывает
диалог редактора и поэта. Перед Бездомным стояла задача написать
антирелигиозную поэму, в которой существование Христа как исторической
личности было бы поставлено под сомнение. Бездомный не справился с задачей: в
его поэме «Христос был совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе
персонаж». В принципе, Воланд не наказывает молодого поэта, а, скорее,
открывает ему путь к духовному выздоровлению. Одно из проявлений которого –
отказ от претензии на всезнание и всепонимание. Это выздоровление поэта
стало, на мой взгляд, надеждой на «возрождение» всей русской интеллигенции. В
эпилоге романа Иван Николаевич Понырев возникает перед нами в облике
скромного ученого, как будто заодно с фамилией изменился и весь его духовный
мир. Теперь он стал подлинным учеником Мастера, и , может быть, когда-нибудь
напишет продолжение романа о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.
10 мая 1939 года (за год до смерти) Михаил Афанасьевич сделал памятную
надпись жене на своей фотографии: «Вот как может выглядеть человек,
возившийся несколько лет с Алозием Могарычем, Никанором Ивановичем и прочими.
В надежде, что ты прояснишь это лицо, дарю тебе, Елена, карточку, целую и
обнимаю». Здесь речь не только о многолетней до изнеможения работе над
«Мастером и Маргаритой», но и намек на то, что жизнь писателя прошла в
общении с людьми, подобными Могарычу и Босому. Однако создается впечатление,
что отношение Булгакова к москвичам в целом выразил Воланд во время сеанса
черной магии в Варьете: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это

Похожие сочинения

  1. Образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»
    В трактовке образа Иисуса Христа как идеала нравственного совершенства Булгаков отошел от традиционных, канонических представлений, основанных на четырех Евангелиях и апостольских посланиях. В. И. Немцев пишет: «Иешуа - это авторское воплощение в дела...смотреть целиком
  2. Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете»
    Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое произведение, в котором причудливо переплетаются три основные сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события, связанные...смотреть целиком
  3. Нравственно философская проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Проблематика романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» включает в себя социально-исторические, этические, философские, эстетические аспекты. Конфликт романа имеет нравственно-философскую основу. Проявления вечной борьбы добра и зла предстают...смотреть целиком
  4. Как в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок»
    Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, — все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу...смотреть целиком
  5. Идейное значение ершалаимских сцен романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» читают и любят во многом именно благодаря его «древней» части. Здесь содержится оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие. Главные герои ершалаимских глав — пятый прокуратор Иудеи,...смотреть целиком
  6. Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»  Новое!
    В романе Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть реальность и фантастика, сатира и любовная лирика. Особенно выделяются четыре главы историко-философского характера. Это «роман в романе» - сказ о Христе и Понтии Пилате. Главы о прокураторе Иудеи и Иешуа...смотреть целиком
  7. Мастер и его ученик в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»  Новое!
    «Мастер и Маргарита» – нравственно-философский сатирический роман М.А. Булгакова о смысле жизни, творчестве и нравственных ценностях, о борьбе доброго и злого начала в людях, о человеческой смертности и о бессмертии и о любви. Два повествования, «роман...смотреть целиком