Страница: [ 1 ]  2  

Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». «Мастер и Маргарита» — это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов тесно переплетаются между собой, хотя действие в них происходит в разное время. Одни главы можно назвать «московскими», другие — «ершалаимскими». В начале романа непонятно, как два разных произведения связаны между собой. Но по ходу развития событий читатель может увидеть связующее звено. Это один из главных героев — Воланд. Я о нем еще более подробно расскажу. А сейчас мне бы хотелось отметить тот факт, что «Мастер и Маргарита» очень сходен с романом Гёте «Фауст». Михаил Булгаков взял из гетевского произведения цитату, которую вынес в качестве эпиграфа к своему роману: ...Так кто же ты, наконец? — Я — часть той силы, Что вечно хочет Зла и вечно совершает благо. Эти строки приоткрывают для читателя тему книги. Главный герой романа «Мастер и Маргарита», о котором я упомянула выше, очень сходен с героем Гёте Фаустом. Воланд тоже одет во все черное. Он носит всегда трость с набалдашником в виде головы пуделя. Особое внимание привлекают глаза Воланда. Один — зеленый, а другой — как черная бездонная дыра. Воланд может появляться в разных обликах. В самом начале он появляется в образе иностранца в клетчатом костюме и всегда может принять облик то мага, то директора театра, только глаза его никогда не меняются. Воланд — это олицетворение злой силы, дьявола. Казалось бы, он должен приносить людям несчастье, творить зло. Но не совершает его. Одних людей он наказывает, например, Берлиоза, Алоизия Могарыча. Других же учит жизни, заставляет пересмотреть свои взгляды. В этом плане очень примечателен Иван Бездомный. Он долгое время заблуждался. Непонимание жизни и упорная вера в свое правильное суждение привели к тому, что он попал в психиатрическую больницу. Только здесь он смог встать на путь истинный. Другими главными героями являются Мастер и Маргарита. Мастер живет в подвале одного большого дома. Он пишет роман о Христе. Маргарита — жена богатого мужчины. Но она очень любит Мастера. Она согласна отказаться от дорогих платьев и украшений, от красивого дома, в котором живет, лишь бы быть всегда рядом с Мастером. Впоследствии Воланд поможет соединиться влюбленным. Но перед этим они пройдут тяжелые испытания. Именно роман Мастера как бы вплетается в роман самого Булгакова. Главные герои ершалаимских глав романа — это Иешуа (так назван Иисус Христос) и прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Наиболее важный из них, на мой взгляд, Понтий Пилат. В нем живут все душевные муки человека. На суде Пилат понимает, что перед ним стоит необычный человек. Чем же был необычен Иешуа? (Кстати, нужно сказать, что у Булгакова Христос представлен обычным человеком, не так, как в Евангелии.) Иешуа необычен тем, что он всегда говорил только правду. Для него ложь была самым тяжким грехом, даже ложь во имя спасения самого себя. Пилат не смог изменить решение суда о смертной казни на кресте для Иешуа. Понтий Пилат предлагает солгать и тем самым спасти себя. Но, как мы понимаем, Иешуа не может этого сделать, он до конца верен себе. Для Пилата очень дорога власть, и он не желал ее потерять. Но после смерти Иешуа читатель может наблюдать, как страдает Пилат от того, что в самую важную минуту не смог перебороть себя и не спас не- винного человека. Для Понтия Пилата до самой смерти остается заветным желанием снова увидеть Иешуа и поговорить с ним о смысле жизни. Через главных героев писатель передает свои наиболее важные мысли. Булгаков пытается ответить на вопрос: что же такое смысл жизни и где он? На мой взгляд, писатель смог ответить на волнующую его проблему. Человек должен говорить всегда правду, и тогда душа его будет свободна и светла. Человек должен идти до конца и добиваться поставленной цели, даже если придется пройти через страдания. В конце пути ему воздастся за все мучения. Так, в романе обретают друг друга Мастер и Маргарита и остаются навсегда вместе. Они оба многое выстрадали, и Воланд вознаграждает их за верность друг другу. Для Мастера главным мучением была его книга, потом что рассудок настолько был затуманен, что он не смог окончить роман. А для Маргариты самым страшным мучением был бал Сатаны. Здесь показано все то плохое, на что способен человек: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и многое другое. Читается роман легко. Язык у Михаил Булгакова необычайно красив и прост. Нет иностранных слов. Единственное, чем «замусорен» роман, так это новыми словами, которые создала советская власть, например МАССОЛИТ, или различными надписями на дверях того же самого МАССОЛИТа: «Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия)...» «Мастер и Маргарита» — сложное произведение. Рядом существуют прокуратор Иудеи и суетливые, приспосабливающиеся московские граждане. «Мастер и Маргарита» является лирико-философской поэмой в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда преодоление бесчеловечности, всегда порыв к свету и добру. «Мастер и Маргарита» — это роман, о котором можно говорить всегда и каждый раз можно увидеть что-то новое. Это произведение, на мой взгляд, останется актуальным во все времена, так как проблемы, поднятые в нем, волнуют людей всех поколений. «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, по мнению многих критиков, самое гениальное произведение XX века в русской литературе. Бесконечное множество смысловых пластов этого романа включает и злободневную сатиру на окружающий писателя мир, и рассуждения о вечных этических проблемах. Автор создавал свое завещание, активно используя наследие мировой культуры. Но традиционные символы часто приобретали новый смысл в творчестве Булгакова. Так произошло и с понятиями «тьмы» и «света», ассоциативно связанными со злом и добром. Привычная антитеза в романе трансформировалась: появилось противопоставление двух основных астральных образов — солнца и луны.




Роман «Мастер и Маргарита» начинается с изображения мучений от жары, испытываемых героями: Берлиозом и Бездомным — в первой главе, Пилатом — во второй. Солнце чуть не сводит с ума председателя МАССОЛИТа (он жалуется на галлюцинацию), усиливает страдания прокуратора Иудеи от приступа гемикрании. Более того, «час небывалого заката» — это указание на время появления на Патриарших прудах Сатаны. Удушающий зной четырнадцатого числа весеннего месяца Нисана становится фоном казни Иешуа — страшного греха Понтия Пилата. Жара оказывается символическим изображением адского пекла. Обжигающие лучи солнца напоминают о расплате за содеянное зло. Лунный же свет не только облегчает страдания, но и открывает истину. Не случайно в финале романа именно с появлением луны на небосклоне «все обманы исчезли», «утонула в тумане колдовская нестойкая одежда» Воланда и его свиты. Уже этого достаточно для вывода о предпочтительном отношении Булгакова к отраженному лунному свету по сравнению с прямым солнечным. Анализ проявления оппозиции «солнце — луна» на страницах романа позволяет лучше понять некоторые стороны философии автора. Этическая проблематика «Мастера и Маргариты» непосредственно связана с Иешуа. С ним соотносится в произведении образ «света». Но писатель настойчиво подчеркивает, что Га-Ноцри во время допроса «сторонится от солнца», жгучие лучи которого несут ему скорую гибель. В видениях Пилата проповедник идет по лунной дороге. Отраженный свет вечного пути к Истине — это тот свет, который предлагает нам Иешуа. Основной принцип построения романа «Мастер и Маргарита» — трехмерность. Каждое событие в одном из миров — историческом, фантастическом или московском — находит отклик в других. У ершалаимского проповедника был свой последователь в московском мире (Мастер), но идеи добра и человечности не нашли понимания среди живущих в XX веке. Следовательно, Мастера изгоняют в царство темных сил. Он перестает быть членом советского общества задолго до появления Воланда — с момента ареста.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Я прочитала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Теперь я уже никогда не смогу забыть ни Мастера, ни Маргариту, ни Иешуа, ни Понтия Пилата, ни Воланда. Как и у всех писателей, у Булгакова...смотреть целиком
  2. Силы добра и зла в «Мастере и Маргарите»
    Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” — это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов...смотреть целиком
  3. Нравственно философская проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Проблематика романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» включает в себя социально-исторические, этические, философские, эстетические аспекты. Конфликт романа имеет нравственно-философскую основу. Проявления вечной борьбы добра и зла предстают...смотреть целиком
  4. Кто из героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему
    Литературовед Б. В. Соколов считает, что «нечис­тая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обна­жает перед нами людские пороки». Это действительно так. Столкновение с дьявольской силой выводит в ро­мане на всеобщее обозрение то, что обычно скрыто...смотреть целиком
  5. Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1
    Михаил Афанасьевич Булгаков — великий мастер, своим талантом несущий свет, не скрывая при этом тьмы... Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм пыталось скрыть от современников это время, в котором жил и творил автор. Время пыталось...смотреть целиком
  6. Тема бессмертия и воскресения души в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Михаил Булгаков — величайший мастер, умеющий показать человеческую душу с самых разных сторон. Видимо, он, как и Гоголь, не верит в то, что душа человеческая не способна воскреснуть, возродиться, и это ясно на примере романа “Мастер и Маргарита”, где...смотреть целиком
  7. Мотивы создания романа «Мастер и Маргарита»
    На протяжении 1928—1940 годов Булкагов работал над романом «Мастер и Маргарита», в котором рассказал о том, что нельзя было высказать вслух, — о свободе, христианских заповедях, независимости творчества, силе человеческого духа. В 1931—1932 годах к писателю...смотреть целиком