Страница: [ 1 ]  2  

Изображая разные миры, Булкагов делал ударение на разрыве между ними. Роман «Мастер и Маргарита «является предупреждением человечеству о следствиях нарушения законов бытия. Кроме того, каждый из миров произведения - земной, библейский и космический - имеет, согласно философской концепции, две стороны. На первый взгляд, в Москве все благополучно, люди едят, пьют, развлекаются, но на самом деле это общество давно больное. Поэтому на Землю и приходит дьявол в образе обычного обывателя. Использование филосовский мотивов помогает Булкагову осознать скрытое, нераскрытое содержание жизни и показать ее настоящую сущность. Характерной особенностью композиции является также то, что эпический рассказ объединяется с лирическими отступлениями, в которых показывается авторская позиция. Одна из наибольших тайн романа - библейский сюжет, который разворачивается в воображении мастера.

Что это? Евангелие от Булкагова? Или Евангелие от Мастера? Или Евангелие от Воланда, как пишут в некоторых исследованиях? И кто же есть на самом деле Иешуа Га-Ноцри - Христос или нет? Чем различаются он и ершалаимские жители с библейскими героями? На основании сюжета романа «Мастер и Маргарита «можно сделать вывод, что Булкагов развивал главные идеи Евангелия от Луки, в котором Христос изображается как Сын Человеческий. Но Иешуа в романе уже не Христос и даже не его литературная интерпретация, как считают некоторые исследователи. Иешуа - это человек, как все, и вместе с тем необыкновенный. В романе нет мотивов жертвы во имя искупления человеческого греха. Используя библейскую легенду, писатель вместе с тем отступает от нее. Иешуа изображается без всякого намека на мессианство. Как и обычный человек, он боится боли, смерти, пугается, когда узнает, что его хотят убить.

В романе нет апостолов, матери Марии, нет освященного религией слова «крест», «распятие», не говоря уже о том, что Иешуа не делает никаких чудес и не воскресает. Писатель максимально приземляет библейский сюжет. Иешуа столкнулся в идейном диалоге с Понтием Пилатом, который изображается не как могущественный прокуратор, а как обычный человек, обессиленный головной болью. В Библии Понтий Пилат не мучается сомнениями и укорами совести, а булгаковский герой постоянно балансирует между добром и злом и, приказав убить Иешуа, потом будет страдать, пока мастер не простит его.

Иуда, предав Иешуа, - также уже не библейский Иуда, подлый предатель, а влюбленный мужчина, готовый на все ради женщины. Иешуа Га-Ноцри не провозглашает в романе пламенных речей о спасении человечества и Царстве Божьем. Его истина проста: все люди хорошие, добрые и нужно все сделать, чтобы помочь человеку проявить свою добрую природу, так как только добро может изменить мир. Все, кто общаются с Иешуа, внутренне изменяются. Жестокий собиратель налогов, наслушавшись добрых слов Иешуа, бросил деньги на дорогу и пошел за ним. Сочувствие Иешуа лечит головную боль Понтия Пилата.

Но воля Иешуа Га-Ноцри, его стремление к правде и добру оказываются преступными с точки зрения ершалаимских законов. Любая вера, даже вера в добро, подрывает государственное устройство, основанное на власти и насилии. В этом плане ершалаимский мир романа «Мастер и Маргарита» - это своеобразная модель тоталитарного государства, которое уничтожает человека и человеческие истины. Булкагов изображает насилие в широком историко-философском контексте, он доказывает, что зло есть злом, какие бы формы оно не приобретало, и судьба человека всегда будет трагической, пока человечество не осознает ценности отдельной личности и не вернется к духовным идеалам.

Кто же несет ответственность за насилие? Булкагов отказывается от идеи коллективной вины. Если в Библии Христа распяли по решению синедриона и по требованию толпы, которая кричала Пилату: «Распни его!» (Понтий Пилат лишь утвердил это решение), то у Булкагова вся ответственность за смертную казнь Иешуа возлагается на прокуратора. Именно он виновен в гибели Иешуа. Э. Ренан в книге «Жизнь Иисуса», которая была использована для написания «Мастера и Маргариты», отмечал: «Не Тиверий и не Пилат осудили Иисуса на смерть. Его осудили старый иудейский совет, Моисеев закон… Нации несут такую же ответственность, как и отдельные лица, и если когда-нибудь нация и совершила преступление, то смерть Иисуса может считаться именно таким преступлением».

Тем не менее, Булкагов, с помощью образа Понтия Пилата утверждает, что не может быть общей вины, как не может быть и общего раскаяния, так как мир состоит из конкретных людей, которые совершают те или иные поступки, и именно они лично несут ответственность за то, что совершили. Оригинальной является художественная структура романа, в которой объединяются реальность и фантастика, комическое и трагическое, история и современность.

Автор прибегает к фантастике, изображая приход дьявола на землю (традиции «Фауста» Й. В. Гете), чтобы показать, что она превратилась в ад, что там, где люди забывают о Христе, наступает царство сатаны. Но Воланд в романе выступает как добрая сила. Сатане уже не нужно даже обольщать людей, земной ад ужаснее и чернее библейского, поэтому даже дьявол здесь добрый. Он пренебрегает земными страстями и земными жителями, показывая их настоящее лицо. Но спасение земли и человечества, по мнению писателя, должны прийти не от дьявола и не от любой другой потусторонней силы.

Спасение должен осуществить сам человек. Маргарита спасает Мастера. Понтий Пилат также старался спасти свою душу, приказав убить Иуду. Но спасение души не может осуществиться через убийство, и Понтий Пилат страдает, пока мастер не освободил его от укоров совести. Мастер спасает также Ивана Бездомного, Иешуа - Левия Матвея. А если человек спасет человека, утверждает Булкагов, еще не утрачена надежда спасти весь мир. Помочь спасению человечества могут также вечные духовные ценности - добро, любовь, милосердие, которые воплощаются в образе Христа. Эта идея представлена уже в начале романа в разговоре Берлиоза с Бездомным о существовании Иисуса, когда неожиданно появляется Воланд, говоря: «Имейте в виду, что Иисус все же таки существовал…». Казалось бы, возникает определенный парадокс - Воланд, дьявол, подтверждает существование Христа.

Но на самом деле здесь нет ничего парадоксального. Значение этого выражения многозначное: во-первых, говоря о Христе, Воланд утверждает свое существование как дьявола, т.е. существование реального зла в обществе. Во-вторых, имя Христа является напоминанием людям о Боге, которого они забыли, и потому стало «все разрешено» в этом мире (известный мотив Ф. Достоевского, который разворачивается в романе). Булгаков широко использует средства комического - юмор, иронию, гротеск, сарказм, которые помогают раскрыть общее состояние общества XX ст., показать его позорное влияние на человека.

За внешним комизмом у автора всегда скрыты горькая боль и тревога за человечество, стремление найти пути выхода из трагедии. «Рукописи не горят» - эта фраза становится лейтмотивом всего произведения и символизирует бессмертие человеческого духа, творчества, добра, любви, воли, христианских идеалов. Сожженный роман мастера о Ершалаиме снова восстановлен. Получают новую жизнь души Мастера и Маргариты. Но куда они летят в финале романа? Куда попадают - в рай или ад? Здесь мы стоим перед важной проблемой света и покоя, которая вызывает разные мысли у исследователей и читателей. Так, одни исследователи считают, что мастер не заслужил света, а только покой, так как воспользовался услугами дьявола, он «слепо идет за Воландом».

Но, ведь никакого соглашения с дьяволом не было?! И Воланд вынужден отпустить свободные души Мастера и Маргариты, так как они не подчиняются его «ведомству». Покой для Мастера - вознаграждение не только за страдание, а прежде всего за поиски смысла бытия. Покой для героя означает не только возможность независимо жить и создавать, это покой не для себя. Это мечта о гармонии человека и мира, о возможном земном Царстве Бога, Царстве истины и добра. А гармония мира должна рождатьсяиз гармонии человеческой души.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....смотреть целиком
  2. Почему роман «Мастер и Маргарита» назван именно так
    Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» - главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение целых 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но возможно уже к 1930 году замысел изменился. Дело в том, что в этом году Булгаков...смотреть целиком
  3. Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете»
    Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое произведение, в котором причудливо переплетаются три основные сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события, связанные...смотреть целиком
  4. Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом",...смотреть целиком
  5. Тема ответственности в произведениях Булгакова
    Творчество Михаила Булгакова считается классикой советской литературы, но судьба его литературного наследия очень драматична. Многие произведения Булгакова подвергались гонениям и замалчивались. Вершина его творчества - роман ‘Мастер и Маргарита’ - вышел...смотреть целиком
  6. Анализ главы «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Карифа»  Новое!
    В романе Мастер и Маргарита особенную роль играет эпизод «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Карифа». Именно ему придаётся особое значение, т.к. после апогея внутренней борьбы Понтия Пилата герой встаёт на путь очищения, принимая правду Иешуа. Глава...смотреть целиком
  7. «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..»
    «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей, Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Ф. И....смотреть целиком