Михаил Булгаков - писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд всей его жизни - роман «Мастер и Маргарита» - принес писателю мировую славу. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков затрагивает многие проблемы быта и бытия, напоминает о них людям. Важное место в романе занимают так называемые «ершалаимские» главы. Это вольная интерпретация Евангелия от Матфея. В этих главах раскрываются многие религиозные и нравственные вопросы. Булгаков рисует образ Иешуа - праведника, верящего в то, что «все люди добрые», в каждом человеке есть искра Божья, стремление к свету и истине. Но в то же время он не забывает и о людских пороках: трусости, гордости, безразличии. Другими словами, Булгаков показывает вечную борьбу добра и зла, чистоты и порока. Значение этого романа в романе в том, что писатель расширяет временные рамки действия и тем самым лишний раз показывает, что эта борьба вечна, над ней не властно время. Булгаков говорит о том, что силы добра и зла неразрывно связаны между собой, ни одна из них не может существовать без другой. Поэтому в роман вводится необычный мистический герой - профессор Воланд. Через его поступки и поступки его свиты, которая ставит людей в необычные, нестандартные ситуации, Булгаков высмеивает людские пороки и существующий строй. Именно из-за обличительной и едкой сатиры роман «Мастер и Маргарита» был долгие годы недоступен читателю. В романе прослеживается еще одна тема - художник и власть. Автор нигде не говорит нам, что власть является совершенным злом, не способным к доброму поступку и даже к раскаянию. Но творить добро она не способна. Казалось бы, так мало надо усилий для добра: взять и отпустить невинно оклеветанного человека. («А ты бы меня отпустил, игемон», - говорит Иешуа Пилату, как Булгаков просил Сталина отпустить его, оклеветанного, за границу.) Но Пилат не способен отпустить Га-Ноцри, но может облегчить крестные муки и отмстить предателю. Так Диктатор не отпустил Автора, но даровал жизнь со всеми крестными муками нищеты, отвержения, бесправия. Так всемогущий Воланд не может устроить маленькое земное счастье Мастера и Маргариты, но покарать их обидчиков в состоянии. К чему же приводит взаимоотношение художника с властью? Ответ дан в романе судьбой Мастера и судьбой его героя Иешуа: гибель. Ответ этот подтвердил своей невыдуманной судьбой и сам автор.


В романе находит отражение и тема любви, причем Булгаков пишет о «настоящей», «верной, вечной любви». Встреча с Маргаритой, которую Мастер полюбил сразу же, как увидел, и которая, как оказалось, его-то, неизвестного ей, но любимого всю жизнь, и вышла искать с желтыми цветами в руках, готовая отравиться, если бы встреча наконец не произошла, открывает новый этап в жизни Мастера. «За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» - говорит нам автор. В лице Маргариты он показывает, что перед настоящей любовью не устоят никакие, даже самые могучие, силы. Любовь Маргариты прокладывает дорогу к счастью и вечному покою вместе с любимым человеком. Однако в этом новом идеальном мире меняются лишь внешние атрибуты, но остаются прежними его уединенность, самодостаточность и стремление его обитателей отгородиться от враждебного внешнего пространства. Судьба Мастера во многом схожа с судьбой самого М. Булгакова. Мастер предстает перед нами бессильным, сломленным человеком, не способным бороться против окружающей действительности. В романе показана настоящая трагедия человека, который вложил в свое произведение все свои силы, а это творение не только не было принято, но, более того, было еще и осмеяно. И Мастер сломался, он заболел душевной болезнью, и спасти его мог только вечный покой, дарованный свыше ему и его возлюбленной. Мастер ни на что не дерзает, он боится бессмертия, как изображенный им Пилат. Он не думает о свободе. В нем нет той простой силы, что в его Га-Ноцри. Он предал самого себя - сжег роман. Мастер оказался недостоин своего творения.