Добро и зло. Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом, добро будет “открываться” человеку, освещая ему путь к истине.
Такую борьбу представляет нам М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”, причем делает это своеобразно: перед читателем одновременно проходят два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы тридцатых годов двадцатого века, другой — с легендой или правдой об Иешуа Га-Ноцри. Булгаков дает нам “роман в романе”, и оба они объединены одной идеей — поисками истины и добра.
Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. В белом плаще появляется он перед человеком лет двадцати семи. Человек этот — звали его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма.
Арестант хотел было оправдаться. “Добрый человек!..”, но его “научили” соблюдать этикет: Крысобой вынул бич и ударил арестованного по плечам. Трудно не согласиться с тем определением, которое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им; что всесилен римский император, а в Ершалаиме он наместник императора, значит, господин всех и вся. И вдруг появляется некто, который думает иначе. У Иешуа своя жизненная философия: “злых людей нет на свете”, есть люди несчастливые, обиженные на жизнь.
В его невиновности прокуратор убедился сразу. И у него уже сложился план действий: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но этому плану не суждено было воплотиться в реальность. Иешуа казнили.
За что его казнили? Иешуа казнен за то, что нес людям добро, за то, что считал их людьми, за то, что был человеком духовно независимым, имел высокую душу и высокий уровень сознания, за то, что отважился сказать свое слово о добре, об “истинной” любви к человеку.
Он трус, он верный пес кесаря и всего лишь пешка в руках императора. Но совесть мучает его, поэтому он и приказывает убить подлеца Иуду.
Обратите внимание: “Но совесть мучает его”. Совесть — первый признак того, что человек стал на путь добра.
Так что есть добро? На мой взгляд, добро — это сочетание совести с “духовными” правилами человека, а также постоянная борьба добрых качеств человека с плохими.
А что же Воланд? Он воплощение зла, а в романе наказывает тех людей, у кого есть людские пороки, которые присущи злу. Мне не понятно, зачем Воланд наказывает их.
Например: Степан Лиходеев, большой человек в культурном мире Москвы, — бездельник, развратник, пьяница; Никанор Иванович Босой — взяточник; Соков, буфетчик варьете, — вор...; а на сеансе черной магии в московском варьете Воланд и в прямом, и в переносном смысле раздевает некоторых гражданок, рвущихся на сцену за дармовым добром. Увы, мир оказался таким, что лишь дьявол стал подобием судьи, ведь именно он воздал в романе всем по заслугам.
А Мастер? Что стало с ним? Ему открылась истина, и он шагнул навстречу добру, чтобы выполнить то, зачем пришел на землю, — написать роман об Иисусе Христе. Но такой герой не вписался в общество, которое существовало в тридцатых годах двадцатого века в Москве. Свора литературных критиков набросилась на него, и Мастер так же, как и Иешуа, должен заплатить за право провозгласить свою истину.
Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а Иисус Христос — олицетворение добра и любви — жив в душах людей. К его образу обращались и будут обращаться люди. Значит, нельзя уничтожить добро на нашей Земле, потому что оно “живет” в нас самих. И пока на ней будут жить люди, добро никуда не исчезнет.

Похожие сочинения

  1. Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Я прочитала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Теперь я уже никогда не смогу забыть ни Мастера, ни Маргариту, ни Иешуа, ни Понтия Пилата, ни Воланда. Как и у всех писателей, у Булгакова...смотреть целиком
  2. Силы добра и зла в «Мастере и Маргарите»
    Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” — это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов...смотреть целиком
  3. История любви Мастера и Маргариты  Новое!
    (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Что мы вспоминаем, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, «Мастера и Маргариту». Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях — добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности....смотреть целиком
  4. Великий бал у Сатаны в романе «Мастер и Маргарита»
    Великий бал у сатаны бал, который в романе «Мастер и Маргарита» даёт Воланд в Нехорошей квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы, 3 мая 1929 г. По воспоминаниям Е.С. Булгаковой в описании бала были использованы впечатления от приёма в американском...смотреть целиком
  5. Значение финала в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А.
    Жизнь поэта — только первая часть его биографии; другую и более важную часть составляет посмертная история его поэзии. В. О. Ключевский Под финалом понимается последняя глава романа «Прощение и вечный приют» и эпилог. В них писатель заканчивает рассказ...смотреть целиком
  6. Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей
    Гражданская война 1918-1920 годов - один из самых трагичных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры...смотреть целиком
  7. «Явление героя» в романе «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Роман «Мастер и Маргарита», над которым Булгаков начал работать в 1928 году, а последние строки дописывал в 1940 году, был книгой его жизни. Для русской литературы этот «последний закатный роман», как именовал Булгаков «Мастера и Маргариту», явился новаторским....смотреть целиком