Роман «Мастер и Маргарита» можно одновременно считать и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Булгаков дает нам «роман в романе» и оба они объединены одной идеей — поисками нравственной истины и борьбой за нее. В Новом Завете Библии есть четыре Евангелия, четыре различных варианта осуждения и казни Иисуса Христа. Булгаков создает пятую версию, которая кажется правдоподобной, потому что исторические детали представлены удачно.

Иешуа Га-Ноцри, в воображении Мастера, кажется обыкновенным человеком. Он возмущается, когда ему приписывают слова, которых он не произносил. Испытывает досаду при неверном толковании его проповедей. Иуда даже спровоцировал его на рассуждения, которые приведут его к смертному приговору. Иешуа боится и боли, и смерти. Но его душев ный мир отмечен гениальностью. Он имеет мощное влияние на людей. Сборщик податей, наслушавшись его речей, пошел за ним, как верный пес. У Пилата он лишь словами снимает головную боль. Люди в первый момент видят в нем безумца. Он свободно разговаривает с властным прокуратором. Именно независимость философа становится привлекательным примером для его слушателей. Благодаря ей он открывает истины, скрытые от других, и излагает их в своих проповедях, весьма опасных для властей. . Наибольший интерес вызывает образ Пилата. Он виноват прежде всего перед собой, перед своим нравственным чувством. Пилату дорога собственная карьера. С определенной точки зрения Пилат даже поступал правильно, он просто дал согласие на казнь преступника — Иешуа Га-Ноцри.

Но он предал себя, так как, выбирая между совестью и общественными законами, он выбрал последнее. Пилат наказывается за самый страшный порок — трусость. Но в конце концов он искупил свою вину. Иуда, в отличие от Пилата, совестью не мучился. Он, предав, даже не понял, что в чем-то виноват, и он наказывается смертью — у него нет надежды на искупление.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» встретил большой читательский интерес в России и за рубежом. Это одно из лучших произведений русской литературы начала XX века.

Честь, совесть и пошлость... Ложь, предательство и чистая невинность... Именно эти понятия занимают все мысли, именно над этим задумываешься, ко гда читаешь роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Эти понятия вечны. Они актуальны в любое время, независимо от моды или от века, как сама жизнь. В каждом человеке есть что-то хорошее, доброе, и это хорошее и есть Бог, который обязательно существует в душе каждого независимо от того, верующий он или нет. Роман «Мастер и Маргарита» — это, в моем понимании, отражение нашей жизни, в которой сплетены вера и неверие, добро и зло, борьба между такими библейскими понятиями, как свет и тьма, хорошее и плохое. Булгаков в романе показал свое восприятие новозаветной истории, применив ее понятия, ее суть к современности, к тем годам, в которых он жил.



По моему мнению, стержнем всего романа, одним из главных его направлений является проблема вины и расплаты за вину. Эта проблема стоит перед каждым персонажем книги, как и перед каждым человеком, а найти ответы, решения этой проблемы можно опять же в романе, в его новозаветной части. Но в мире созданного Булгаковым романа не существуют карающей силы: расплата за вину заключена в самой вине. Вина и расплата совместимы.


Это очень хорошо видно на примере великого прокуратора Иудеи. Образ Понтия Пилата сложен, он видоизменяется на протяжении всего романа.

Иешуа предстает перед Понтием Пилатом, олицетворяющим римское право в Иудее. Но правитель Иудеи болен и слаб. Он скорее пленник, чем хозяин во дворце Ирода. Болезнь его — символ душевной целеустремленности, бедности, тревоги. В то утро, когда Пилату предстоит встреча с Иешуа, он страдает от приступа «непобедимой ужасной болезни, от которой нет средств, нет никакого спасения». Страда ния сделали Пилата открытым к восприятию великого духовного события, каким станет для него встреча с Иешуа.

В течение допроса происходят возможные для прокуратора события: соотношение судьи и обвиняемого нарушаются, они как бы меняются местами. Но Иешуа не судит Пилата, а как «великий врач», стремится избавить его от физических страданий, принести ему душевное исцеление. И впервые Пилат столкнулся с недоступной его пониманию нравственной силой. Его жизненный опыт и мировоззрение сопротивляются речам доброго «философа» — и все же Пилат незаметно для себя меняется. Меняется его духовный облик, перед Понтием Пилатом возникает выбор: либо прокуратор спасет обвиняемого, нарушив закон и свои обязанности, либо отправит на крест «ни в чем не повинного безумного мечтателя и врача». В дальнейшем Пилат уступит первосвященнику и согласится отпустить «жалкого разбойника» Варравана, предав казни Иешуа.

И тоже неотвратимо, как распятие Иешуа, пришло «бессмертие» для Пилата, расплата за вину. В «ненавистное бессмертие» он унесет свою тоску от сознания того, что «он чего-то недоговорил с осужденным, а может быть, чего-то недослушал».

Пилат Булгакова и в «бессмертном» жаждет продолжения диалога с Иешуа. И в том счастливом сновидении, которое подтвердило, что «казни не было», он и Иешуа спорят о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не может «победить другого».

Освобожденный Мастером Пилат стремительно бежит по лунной дороге к тому, кто ждет его.

Похожие сочинения

  1. Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....смотреть целиком
  2. Силы добра и зла в «Мастере и Маргарите»
    Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” — это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов...смотреть целиком
  3. Свита Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Фантастика в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» переплетается с реальностью. Она необходима для более глубокого проникновения в суть явлений и выявления их глубинного содержания. Несмотря на то что роман воспринимался современниками как явление...смотреть целиком
  4. Книга которая оставила сильное впечатление  Новое!
    В этом сочинении я хочу рассказать об одном из самых известных произведений Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», которое мне очень понравилось. По сведениям В.Я. Лакшина, Михаил Афанасьевич писал свой роман на протяжении более десяти...смотреть целиком
  5. Тема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
    В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» встречается множество перекрестных тем. Одна из них – это тема дьявола, с этого собственно и начинается роман. Еще с эпиграфа: «… так кто ж ты, наконец? - Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно...смотреть целиком
  6. Чему нас учат книги Булгакова (по роману "Мастер и Маргарита")
    "Из всех писателей 20-х — 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный...смотреть целиком
  7. Мастер и его время (по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита")
    "Большевики не мешают писать стихи, но они мешают чувствовать себя мастером…". Так говорил А. Блок. Эти слова как нельзя лучше подходят к герою романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Мастеру. Но стоит задуматься: а нельзя...смотреть целиком