Мнение любого человека в той или иной мере субъективно, поэтому сложно (а для некоторых и невозможно) однозначно согласиться с высказыванием Н.В. Гоголя о том, что «искусство стремится непременно к добру...». Возникает едва ли не первый вопрос о том, какое, собственно, искусство имел в виде писатель. И если достаточно несложно найти примеры для объяснения в живописи, то относительно литературы — непросто.

Для начала нужно понять, что же есть добро, а это, согласитесь, довольно сложно, так как понятие о добре и зле можно отнести к риторическим вопросам. В общем и целом, конечно, можно получить что-то определенное, не лишенное явной сути вопроса, подходя к этой проблеме с позиции одного человека (в данном случае — с моей), можно столкнуться с чисто субъективным мнением.

Что для меня есть добро? Наверное, добро — это высшее качество, состояние души человека, когда ты что-либо для людей делаешь совершенно бескорыстно, помогаешь им, принося тем самым радость. Звучит, возможно, несколько странно, но тем не менее добро является частью нашей жизни, хотя сейчас многие об этом забывают, и таких альтруистов, как князь Мышкин — герой романа Ф.М. Достоевского «Идиот» — почти совсем нет.

А что же можно сказать об искусстве? Искусство есть творчество, то есть то, что создает человек по зову души. Оно может найти свое проявление как в живописи, скульптуре, так и в литературе. Очень ясно можно увидеть стремление искусства к добру в картинах на библейские мотивы (например, иконы). Здесь добро можно рассматривать в образе Иисуса Христа, разных святых, Богоматери. Христос проповедовал добро, а святые приносили его с собой. Богоматерь же — само воплощение доброты, мать.

Так сложнее говорить о литературных произведениях, хотя здесь на первое место можно, бесспорно, поставить Евангелие — жизнеописание самого Христа, который проповедовал добро.

Искусство, бесспорно, стремится к добру. Это происходит потому, что добро идет от самой души человека, как и искусство, которое стремится к совершенству, а совершенство заключает добро в своей сути.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» одной из тем является тема о добре и зле. А если о добре, то непременно и об искусстве, так как они связаны между собой через душу человека, создающего искусство. Уже в самом эпиграфе к произведению: …так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо можно увидеть намек на добро-благо, ведь фразы «совершать хорошие поступки» и «творить благо» есть синонимы к фразе «приносить добро», определяющей его. Но все же остается вопрос: что есть добро в романе?

Добро можно увидеть в поступках Иешуа, Маргариты, Воланда и его свиты, профессора Стравинского и, наконец, в творчестве Мастера.

Иешуа сам был добрым человеком. Он спас пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата от нестерпимой головной боли (а ведь у последнего была мигрень; приступы болезни бывают настолько болезненными, что малодушно можно помышлять о самоубийстве!). Этим Иешуа приносит добро не только Пилату, но и его окружению, избавив их от возможного гнева игемона. Иешуа проповедует добро (как и Иисус Христос). Его учение состоит в том, что «все люди добрые». Особенно ярко это подчеркивается в диалоге между Понтием Пилатом и заключенным:

— А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?

— Всех, — ответил арестант, — злых людей нет на свете.

Иешуа можно рассматривать в романе (Мастера) не только как проповедника добра, но и как его носителя, ведь даже смертная казнь на Лысой горе была «смягчена», благодаря игемону, которому этот человек подарил добро и покой, избавив от головной боли.

В чем состоит добро Маргариты? Наверное, в том, что она просто была для Мастера, предназначенная ему самой Судьбой. Эта женщина стала тайной женой главного героя, была рядом (когда могла), поддерживала своего любимого, даря ему тепло и радость. Маргарита делала Мастера счастливым — в этом заключалось ее главное добро. Ее доброта переходила порой даже в жалость, которая особенно проявилась после бала у Сатаны по отношению к Фриде.На первый взгляд может показаться смешным и нелепым утверждение о том, что сам Воланд и его свита приносили добро. Но тем не менее я считаю, что это было так. В чем же было их добро? По-моему, в том, что они разоблачали таких персонажей романа, как Степа Лиходеев, Алоизий Могарыч, барон Мейгель, Варенуха, Фоков и других. Разоблачались не только люди, но и их нравы, пороки, как, например, в случае с червонцами, превращавшимися то в этикетку от «Нарзана», то в пчелу. В чем же я здесь увидела добро? Добро в освобождении от пороков, происходившее для многих в клинике Стравинского. Считается, что Воланд наказывал людей за их пороки, но ведь он их от этих-то пороков и освобождал тем самым. Можно ли предположить, что Никанор Иванович Босой, выйдя из клиники, когда-нибудь еще в своей жизни свяжется с валютой? Нет. Поэтому я считаю, что наказание есть добро для этих людей.

Один из носителей добра в романе — профессор Стравинский. Во-первых, он врач, а это одно уже определяет его тем, что он несет добро людям, ведь врачи делают доброе дело, помогая больным. Во-вторых, он организовал свою клинику — приют для людей с расстройством психики, да еще какую!

— Ишь ты! Как в «Метрополе»!

— О нет, — с гордостью ответила женщина, — гораздо лучше. Наконец, он просто хороший человек, ведь помогает бескорыстно, зная, что ничего не может с этих больных взять.

Ну, и конечно же, Мастер. Судьбы Иешуа и Мастера связаны между собой через роман последнего. Они — учителя (у Булгакова существуют несколько аспектов внутреннего единства произведения, одним из которых является «принцип постановки персонажей: учитель—ученик—преподаватель или провокатор» (2; стр. 551)), оба — носители добра, потому что в романе «Мастер и Маргарита» искусством является само творчество Мастера, его роман о Понтии Пилате. В этом романе была его жизнь. Когда он его писал, то занимался любимым делом. Как уже говорилось, искусство и добро связаны через душу человека, в данном случае — через душу Мастера. (Роман свой он писал от души.) Создавая свое произведение, Мастер дарил добро своей возлюбленной, делая ее счастливой, а она считала, что ее жизнь в нем была.

«Искусство стремится непременно к добру…», и сам Мастер стремился к тому же, желая отпустить сына короля — звездочета на лунную дорожку к Иешуа.

В романе Булгакова большее место уделяется добру, чем злу (если не рассматривать само зло — Воланда и его свиту). Автору было важно показать стремление искусства к добру именно в своем произведении потому, что здесь существует другое творение — роман Мастера, — которое само по себе является стремлением к добру. Создавая свой роман, Булгаков брал за основу Евангелие (от Иоанна). Стремление искусства к добру именно в «Мастере и Маргарите» важно потому, что проводится некая параллель между жизнеописанием Христа — главного носителя добра в мире и жизненными моментами Иешуа — носителя добра в романе Мастера.

В романе Мастера его искусство стремится к добру потому, что сам автор — человек добрый, и его доброта передается его герою — Иешуа, который дарит это самое добро людям, считая всех их добрыми. Да, сам Мастер стремится довести свой роман до доброго, благополучного финала. У него не хватило сил для этого на земле, но, оказавшись по ту сторону реальности, он вновь становится властителем своего героя — Понтия Пилата — и, наконец, отпускает его: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» (1; стр. 398), освобождая от тяжкого наказания, данного ему Воландом за самый страшный людской порок — трусость.

По-моему, данное стремление искусства к добру Булгакову нужно здесь именно для того, чтобы показать, что не красота, а именно доброта способна спасти даже самые черствые сердца. Он хотел показать, что, стремясь к доброте, можно получить прощение (Пилат хотел спасти Иешуа, но у него не получилось) даже за самый страшный грех.

Искусство, действительно, стремится к добру. Но тем не менее это должно идти от души, от сердца, где есть центр самого добра. Стремясь к доброте, можно сделать мир лучше, а если и не сделать, то хотя бы попытаться. Стоит, однако, вспомнить князя Мышкина, пытавшегося своей добротой спасти милых и дорогих ему людей (Настасью Филипповну, Аглаю, Рогожина), у которого ничего не получилось. Получается, что нельзя одним добром мир спасти. Но, если к этому хотя бы стремиться — ведь что-нибудь может получиться!

В романе «Мастер и Маргарита» главный герой хочет донести добро до людей с помощью своего романа (ведь тогда, в 30-е годы, не разрешено было чтение Евангелие, а люди проповедовали атеизм). Если бы роман был дописан, то он смог бы рассказать не столько о жизни такого человека, как пятый прокуратор Иудеи, но и стать некой идеологией добра для советских людей. Ведь, даже будучи атеистами, они не могли быть лишены понимания добра и веры в него.

Для стремления искусства к добру, необходима чистота души человека, к добру стремящемуся. В наши дни нелегко найти людей, готовых искренне помогать другим, творить добро. И если сейчас взглянуть на произведения литературы и живописи, то достаточно сложно будет увидеть стремление к добру, хотя оно и существует (на иконах). Мир меняется, а вместе с ним и мировоззрение людей, и их души. Есть ли стремление искусства к добру, когда его так немного? Наверное, все же где-то в глубине души оно — добро — есть, а значит, есть и стремление искусства — творений людей — к нему.

Если в мире будет больше добра, то больше душ людей им наполнятся, будет больше смелых творений, несущих в себе столь важное человеческое качество, и мы сможем надеяться получить прощение за все наши грехи, как получил его пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.