Страница: [ 1 ]  2  

Мнение любого человека в той или иной мере субъективно, поэтому сложно (а для некоторых и невозможно) однозначно согласиться с высказыванием Н.В. Гоголя о том, что «искусство стремится непременно к добру...». Возникает едва ли не первый вопрос о том, какое, собственно, искусство имел в виде писатель. И если достаточно несложно найти примеры для объяснения в живописи, то относительно литературы — непросто.

Для начала нужно понять, что же есть добро, а это, согласитесь, довольно сложно, так как понятие о добре и зле можно отнести к риторическим вопросам. В общем и целом, конечно, можно получить что-то определенное, не лишенное явной сути вопроса, подходя к этой проблеме с позиции одного человека (в данном случае — с моей), можно столкнуться с чисто субъективным мнением.

Что для меня есть добро? Наверное, добро — это высшее качество, состояние души человека, когда ты что-либо для людей делаешь совершенно бескорыстно, помогаешь им, принося тем самым радость. Звучит, возможно, несколько странно, но тем не менее добро является частью нашей жизни, хотя сейчас многие об этом забывают, и таких альтруистов, как князь Мышкин — герой романа Ф.М. Достоевского «Идиот» — почти совсем нет.

А что же можно сказать об искусстве? Искусство есть творчество, то есть то, что создает человек по зову души. Оно может найти свое проявление как в живописи, скульптуре, так и в литературе. Очень ясно можно увидеть стремление искусства к добру в картинах на библейские мотивы (например, иконы). Здесь добро можно рассматривать в образе Иисуса Христа, разных святых, Богоматери. Христос проповедовал добро, а святые приносили его с собой. Богоматерь же — само воплощение доброты, мать.

Так сложнее говорить о литературных произведениях, хотя здесь на первое место можно, бесспорно, поставить Евангелие — жизнеописание самого Христа, который проповедовал добро.

Искусство, бесспорно, стремится к добру. Это происходит потому, что добро идет от самой души человека, как и искусство, которое стремится к совершенству, а совершенство заключает добро в своей сути.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» одной из тем является тема о добре и зле. А если о добре, то непременно и об искусстве, так как они связаны между собой через душу человека, создающего искусство. Уже в самом эпиграфе к произведению: …так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо можно увидеть намек на добро-благо, ведь фразы «совершать хорошие поступки» и «творить благо» есть синонимы к фразе «приносить добро», определяющей его. Но все же остается вопрос: что есть добро в романе?

Добро можно увидеть в поступках Иешуа, Маргариты, Воланда и его свиты, профессора Стравинского и, наконец, в творчестве Мастера.

Иешуа сам был добрым человеком. Он спас пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата от нестерпимой головной боли (а ведь у последнего была мигрень; приступы болезни бывают настолько болезненными, что малодушно можно помышлять о самоубийстве!). Этим Иешуа приносит добро не только Пилату, но и его окружению, избавив их от возможного гнева игемона. Иешуа проповедует добро (как и Иисус Христос). Его учение состоит в том, что «все люди добрые». Особенно ярко это подчеркивается в диалоге между Понтием Пилатом и заключенным:

— А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?

— Всех, — ответил арестант, — злых людей нет на свете.

Иешуа можно рассматривать в романе (Мастера) не только как проповедника добра, но и как его носителя, ведь даже смертная казнь на Лысой горе была «смягчена», благодаря игемону, которому этот человек подарил добро и покой, избавив от головной боли.

В чем состоит добро Маргариты? Наверное, в том, что она просто была для Мастера, предназначенная ему самой Судьбой. Эта женщина стала тайной женой главного героя, была рядом (когда могла), поддерживала своего любимого, даря ему тепло и радость. Маргарита делала Мастера счастливым — в этом заключалось ее главное добро. Ее доброта переходила порой даже в жалость, которая особенно проявилась после бала у Сатаны по отношению к Фриде.На первый взгляд может показаться смешным и нелепым утверждение о том, что сам Воланд и его свита приносили добро. Но тем не менее я считаю, что это было так. В чем же было их добро? По-моему, в том, что они разоблачали таких персонажей романа, как Степа Лиходеев, Алоизий Могарыч, барон Мейгель, Варенуха, Фоков и других. Разоблачались не только люди, но и их нравы, пороки, как, например, в случае с червонцами, превращавшимися то в этикетку от «Нарзана», то в пчелу. В чем же я здесь увидела добро? Добро в освобождении от пороков, происходившее для многих в клинике Стравинского. Считается, что Воланд наказывал людей за их пороки, но ведь он их от этих-то пороков и освобождал тем самым. Можно ли предположить, что Никанор Иванович Босой, выйдя из клиники, когда-нибудь еще в своей жизни свяжется с валютой? Нет. Поэтому я считаю, что наказание есть добро для этих людей.

Один из носителей добра в романе — профессор Стравинский. Во-первых, он врач, а это одно уже определяет его тем, что он несет добро людям, ведь врачи делают доброе дело, помогая больным. Во-вторых, он организовал свою клинику — приют для людей с расстройством психики, да еще какую!

— Ишь ты! Как в «Метрополе»!

— О нет, — с гордостью ответила женщина, — гораздо лучше. Наконец, он просто хороший человек, ведь помогает бескорыстно, зная, что ничего не может с этих больных взять.

Ну, и конечно же, Мастер. Судьбы Иешуа и Мастера связаны между собой через роман последнего. Они — учителя (у Булгакова существуют несколько аспектов внутреннего единства произведения, одним из которых является «принцип постановки персонажей: учитель—ученик—преподаватель или провокатор» (2; стр. 551)), оба — носители добра, потому что в романе «Мастер и Маргарита» искусством является само творчество Мастера, его роман о Понтии Пилате. В этом романе была его жизнь. Когда он его писал, то занимался любимым делом. Как уже говорилось, искусство и добро связаны через душу человека, в данном случае — через душу Мастера. (Роман свой он писал от души.) Создавая свое произведение, Мастер дарил добро своей возлюбленной, делая ее счастливой, а она считала, что ее жизнь в нем была.

«Искусство стремится непременно к добру…», и сам Мастер стремился к тому же, желая отпустить сына короля — звездочета на лунную дорожку к Иешуа.

В романе Булгакова большее место уделяется добру, чем злу (если не рассматривать само зло — Воланда и его свиту). Автору было важно показать стремление искусства к добру именно в своем произведении потому, что здесь существует другое творение — роман Мастера, — которое само по себе является стремлением к добру. Создавая свой роман, Булгаков брал за основу Евангелие (от Иоанна). Стремление искусства к добру именно в «Мастере и Маргарите» важно потому, что проводится некая параллель между жизнеописанием Христа — главного носителя добра в мире и жизненными моментами Иешуа — носителя добра в романе Мастера.

В романе Мастера его искусство стремится к добру потому, что сам автор — человек добрый, и его доброта передается его герою — Иешуа, который дарит это самое добро людям, считая всех их добрыми. Да, сам Мастер стремится довести свой роман до доброго, благополучного финала. У него не хватило сил для этого на земле, но, оказавшись по ту сторону реальности, он вновь становится властителем своего героя — Понтия Пилата — и, наконец, отпускает его: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» (1; стр. 398), освобождая от тяжкого наказания, данного ему Воландом за самый страшный людской порок — трусость.

По-моему, данное стремление искусства к добру Булгакову нужно здесь именно для того, чтобы показать, что не красота, а именно доброта способна спасти даже самые черствые сердца. Он хотел показать, что, стремясь к доброте, можно получить прощение (Пилат хотел спасти Иешуа, но у него не получилось) даже за самый страшный грех.

Искусство, действительно, стремится к добру.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом",...смотреть целиком
  2. История любви Мастера и Маргариты
    (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Что мы вспоминаем, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, «Мастера и Маргариту». Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях — добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности....смотреть целиком
  3. «Сильные люди всегда просты» (По роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)
    Безусловно, прав был Л.Н. Толстой, когда говорил, что «сильные люди всегда правы». И с этим нельзя не согласиться, тем более что в русской литературе XX века много тому примеров: это и герои, отличившиеся в годы Великой Отечественной войны, и скромные...смотреть целиком
  4. Миры романа М А Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Я хочу рассказать вам о замечательном романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита. Существуют книги, которые недостаточно прочитать один или два раза. Человек всю жизнь как бы поднимается по невидимой лестнице, поднимается неравномерно, то бегом, то застывая...смотреть целиком
  5. Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»
    Я прочитала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Теперь я уже никогда не смогу забыть ни Мастера, ни Маргариту, ни Иешуа, ни Понтия Пилата, ни Воланда. Как и у всех писателей, у Булгакова...смотреть целиком
  6. Трехмирность «Мастера и Маргариты»
    Так, в романе происходит взаимодействие трех миров: человеческого (все люди в романе), библейского (библейские персонажи) и космического (Воланд и его свита). Сравним: по теории «трех миров» Сковороды, самый главный мир – космический, Вселенная, всеобъемлющий...смотреть целиком
  7. Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»  Новое!
    М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в...смотреть целиком