Русский писатель, драматург, эссеист, критик, журналист Булгаков родился в Киеве на Андреевском подъеме, № 13 - теперь здесь находится литературный музей его имени. Любовь к литературе была с детства, дома ставили спектакли, писали стихи, прозу. Киевский университет (медицинский факультет) Булгаков закончил с отличием, определенное время работало врачом. Из впечатлений его медицинской практики возникает цикл рассказов «Заметки юного врача» (1925-1926). С 1921 года Булгаков поселяется в Москве, где ему были суждены как метания, так и создание шедевров: «Белая гвардия» (1924-1925), «Дом Турбиных» (1925), «Мастер и Маргарита» (1928-1940), «Жизнь господина де Мольера» (1932-33). Булгаков объединяет в себе талант сатирика, фантаста, реалиста, поэтому творчество его относят к школе «магического реализма». Проблемы, которые затрагивает писатель в своих произведениях, особенно в романе «Мастер и Маргарита», являются «вечными»: борьба добра и зла, вопрос жизни и смерти, жизненные ценности человека. Автор никогда не обходил острых проблем современной ему жизни, поэтому часто становился объектом жестокой критики, при жизни ему не удалось опубликовать большинства своих произведений. Произведения Булгакова как тогда, так и теперь, вызывают интерес, полемику и диаметрально противоположные оценки.

Роман начинается с того, что Берлиоз и его друг, поэт Иван Бездомный, отдыхают в парке. А когда к ним подходит Воланд, они относятся к нему настороженно. Друзья считают иностранца шпионом, врагом советских людей. И хотя Берлиозу как просвещенному человеку интересно пообщаться с Воландом, он должен играть под «дудку» советской морали.

Берлиоз и Бездомный стараются убедить «иностранца», что Иисуса Христа не было, а истории о нем - обычная выдумка. Читая эти строки, мы понимаем, что люди забыли о Боге, о вечных ценностях, а это неизбежно ведет к трагедиям. Писатель также высмеивает стремление людей к легкой наживе. Это хорошо видно в эпизоде, где описывается выступление Воланда с его свитой в Варьете. Люди ловят червонцы, так как считают их настоящими. А в конце сеанса это все оказывается заблуждением, и люди остаются ни с чем.

Вопрос цензуры Булгаков также осветил в своем произведении. Когда Мастер написал свой роман о Понтии Пилате, на него так начали давить, что он вынужден был куда-то исчезнуть. Писателю грустно, что талантливые личности не могут реализовать свои творческие способности. Ценятся такие «писатели», как Иван Бездомный и его друзья, такие же «писатели» из «Массолита». Превыше всего они хотят завладеть желанным членским билетом, который дает много привилегий. Булгаков считает, что искусство и культура не могут быть на надлежащем уровне при таких обстоятельствах. Он надеется на изменения. Писатель считает, что каждый человек должен заниматься своим делом. Это видно на примере Ивана Бездомного, который находит свое назначение в изучении старинной истории, так как понимает, что поэт он - никудышный.



Булгаков заостряет внимание на личности Понтия Пилата - человека, наделенного властью, силой, умом. За маской жестокости, равнодушия, отчуждения прячется сердце, способное страдать и сочувствовать.

Он понимает, что осужденный к смертной казни Иешуа ни в чем не виновен, и у него не хватает силы и мужества отменить волю Синедриона и толпы необразованных жестоких людей. Булгаков считает, что человек никогда не должен предавать свои принципы и делать неправильные поступки по желанию других людей. Писатель поднимает также проблемы взяточничества, пьянства, нечестности, необразованности, трусливости, фальши чувств и много других.

Но эти «статьи энциклопедии» изображают разные времена. Отважный летчик выезжает из коммуналки потому, что получил собственную квартиру. А вот из «нехорошей квартиры» номер пятьдесят «выезжают» в другом направлении. Это в 1928 году авторы «Двенадцати стульев» считали, что в советской России можно петь как хочешь и тогда, когда душа захочет. В 1931 году, когда казалось, что страна развивается неслыханными темпами, Остап Бендер еще мог сказать, что настоящая жизнь мчится мимо них. Булгаков писал позднее, и знал, что от принудительного пения не спасутся даже те, кто спрятался за шкафом.

Найдя себя в искусстве, Булгаков не перестал быть врачом, поставленные им диагнозы суровые и правдивые, а социальные и психологические оценки всегда точные. Но не это заставляло читателей замирать от восхищения. Не поэтому в шестидесятые-семидесятые годы «Мастера и Маргариту» переписывали от руки, тиражировали на печатных машинках и принтерах - и эти тиражи превышали все мечты верноподданных соцреалистов. Рисковали за присущую булгаковской сатире способность создавать все новые и новые узоры, перемешивая лирику и драму, читателей и чертовскую свиту, прошлое и будущее. Тогда еще никто не писал академических научных исследований об «системности булгаковской сатире» и его «концептуальном мышлении». Просто в тех узорах карикатура странным образом накладывалась на настоящее, приобретая все признаки реального бытия - и превращая будничное в гротеск.

Похожие сочинения

  1. Тема власти в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Впервые я прочитала роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», когда мне было двенадцать лет. Тогда я воспринимала его как фантастику, приключения или что-то в этом роде. Но человек в течение всей своей жизни идет вверх по духовной лестнице, и поэтому,...смотреть целиком
  2. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
    Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" был опубликован в 1966-1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр произведения как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает у литераторов споры. Его определяют...смотреть целиком
  3. Как в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок»
    Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, — все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу...смотреть целиком
  4. Гектор Берлиоз
    Берлиоз вошел в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший буйные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусств, как...смотреть целиком
  5. СТРАШНОЕ И СМЕШНОЕ В РОМАНЕ "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
    И совсем не в мире мы, а где На задворках мира средь тен< Сонно перелистывает лето Синие страницы ясных дней. Н. Гумилев. "Канцона втора Движение событий в романе начинается "однажды весной, в ч: небывало жаркого заката, в Москве,...смотреть целиком
  6. "Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".)
    В романе М.А.Булгакова два пласта времени. Первый — давешний, еще не распят Иисус. Второй — довоенный, 30-е годы XX века. Автор сравнивает людей в этом гигантском временном промежутке, ведь Воланд часто в прямой и косвенной форме задавался этим вопросом:...смотреть целиком
  7. Роль фантастики в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита"  Новое!
    Когда люди совершенно ограблены, как мы. с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" необы&#1209;ен уже тем, &#1209;то в нем тесно переплелись реальность...смотреть целиком