Сколько блеска, выдумки… в полной лиризма, грусти, гнева истории Мастера и
Маргариты, этих верных любовников, не убоявшихся самого Сатаны!

И. Виноградов.

В Булгакова я влюбилась раз и навсегда. Держала под подушкой его книги, бредила ими. Перелистывала снова и снова дорогие сердцу страницы, упиваясь каждой строчкой, каждым новым предложением. «Иначе и быть не могло», — улыбалась я, дочитывая последние главы романа первый раз. Я действительно уже подсознательно понимала, чувствовала, что «конец» должен быть таким — с печалью смерти, но в то же время и с обещанием бессмертия: « Слушай беззвучие, — говорила Маргарита Мастеру, — слушай и наслаждайся тем, что тебе не давали в жизни — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду».

Да, изо всех линий романа история мастера и Маргариты самая главная, она наиболее близка мне. Рождаясь как отголосок бессмертной библейской истории, она пересекает всё пространство от края до края, словно чистый прозрачный ручей, прорываясь сквозь все завалы и препятствия и уходя и уходя в потусторонний мир, вечность. К ней сходятся все события и явления. Всё отражается в светлых водах этого ручья. И особенно проникновенные, мои самые любимые строки посвящены этой любви.

«По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразило… никем не виданное одиночество в глазах!». Откуда это одиночество Маргариты в момент встречи с Мастером? Чего ей не хватало в жизни? Близкого человека? Заботы? Ласки? У неё был муж, она никогда не нуждалась в деньгах… «Словом… она была счастлива? Ни одной минуты! Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёк?.. Ей нужен был он, Мастер». Наверное, и в его глазах горел какой-то непонятный огонёк, и поэтому любовь «выскочила» перед ними и поразила сразу обоих.

Не погасили её ни безрадостные, чёрные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками, ни тяжёлая болезнь Мастера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на минуту, она только могла умолять его, чтобы он «дал дышать воздухом, ушёл бы из памяти».

По-настоящему ведьма просыпается в Маргарите с появлением надежды вновь увидеть Мастера. В канун встречи с любимым она впервые испытала чувство полной свободы. Это свобода и от постылого супружества, и от прежней самой себя — благонравной и сдержанной. И начинается её упоительный полёт в лунной ночи, и подготовка к балу, и сам Великий Бал сатаны, где она хозяйка, королева…

Читаю посвящённые Маргарите страницы — и хочется назвать их поэмой Булгакова во славу собственной возлюбленной, Елены Сергеевны. Во всех приключениях героини её сопровождает любящий взгляд автора, в котором и ласка, и восхищение, и гордость за женщину, сумевшую вернуть Мастера силой своей любви.

Так что же получается — Маргарита оказалась сильнее своего возлюбленного? А как же классические представления о женской слабости, о том, что мужчина — это опора и поддержка? Да, Мастер, отказывается бороться за свой роман. Но уже то, что он сумел написать его, возвышает его над всеми людьми. Булгаков чётко обозначает цели героев: смысл жизни Мастера — в романе, Маргариты — в любви.

Читаю и понимаю, что всё-таки чем-то похожа на героиню, по крайней мере, именно этот образ был для меня всегда идеалом, даже когда я ещё не знакомилась с произведением. Она — носительница огромной, вдохновенной и поэтической любви. Как бы мне хотелось, чтобы обо мне тоже когда-нибудь сказали так же!

Роман «Мастер и Маргарита» нужен каждому из нас. Прежде всего, это чтение, облагораживающее и обогащающее.