Михаил Булгаков
«Мастер и Маргарита» Автор: Булгаков М.А. Дата написания: 1937 Первая публикация: 1967 Другие сочинения по произведению Мастер и Маргарита Булгакова
|
Cочинение «Мой любимый роман «Мастер и Маргарита»» Вечерняя Москва… Прогуливаясь у Патриарших прудов, я замечаю, что и сегодня, как много лет тому назад, «небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая»; оглядываясь вокруг, я вижу суетящихся людей, и оживают строки из романа: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах...» Не знаю почему, я жду, что сейчас появится человек в клетчатом пиджаке и заведет со мной разговор, напоминающий тот, который очень удивил Берлиоза и Бездомного - героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Эту книгу я перечитывала несколько раз, и сегодня у меня вновь возникло желание вспомнить ее, поразмышлять над ее героями, их судьбами. В истории человечества, особенно в переломные моменты, идет, порой невидимая на первый взгляд, ожесточенная борьба между высшим проявлением человеческого духа - честью, долгом, милосердием и трусостью, предательством, низостью. Трудно человеку обрести в это время истинные нравственные ориентиры. На помощь приходит друг - хорошая, умная книга. В России всегда жила мечта о Великой Книге, которая поможет преобразить мир. На протяжении многих веков русских писателей волновали вечные нравственные проблемы: добро и зло, вера и безверие, жизнь и смерть, любовь и ненависть. Творчество Булгакова впитало в себя высокие гуманистические традиции русской литературы и явилось глубоким обобщением человеческой мысли и тревожных исканий. «Мастер и Маргарита» - удивительная книга, открытая для всех, кому не безразлична судьба человечества, кто ставит перед собой извечные вопросы: зачем человеку дается жизнь и как он должен распорядиться этим Божьим даром. В основе романа - евангельская история Иисуса Христа, в которой автора интересует не столько религиозный аспект, сколько нравственный, человеческий. Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи, в лице которого говорит власть Рима, человек «в белом плаще с кровавым подбоем». Его жизнь скудна, так как он потерял веру в людей. Прокуратор одинок, ему не с кем поделиться своими переживаниями. Он обречен на бессмертие, это неоспоримо. Имя его останется в веках, тогда как имена его предшественников умерли в человеческой памяти. Но это не то бессмертие, какое Понтий Пилат мог бы пожелать себе, он прославился не подвигами на поле брани, не мудростью политика. Этот грозный властитель ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Его имя стало проклятием, символом трусости, неразрывно связанным с именем погубленного им человека. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - это слышал во сне Понтий Пилат слова Иешуа. Ему становится жалко обвиняемого, он старается намекнуть Га-Ноцри, как отвечать на допросах, чтобы спасти свою жизнь. Прокуратор чувствует страшную раздвоенность: то кричит на Иешуа, то, понизив голос, доверительно спрашивает о семье, о Боге, советует помолиться. Понтий Пилат так и не сможет спасти осужденного, потом он будет испытывать страшные муки совести, потому что нарушил нравственный закон, защищая закон гражданский. Трагедия этого человека в том, что он верный служитель власти и не способен изменить ей. Он хочет спасти врача, снявшего у него головную боль, но преступить цепи рабства выше его сил. «Врач», «философ», носитель мирных проповедей, Иешуа верил, что «злых людей нет на свете», есть несчастливые, что всякая власть является насилием над людьми, то есть миром должны править не зло, а добро, не вера, а истина, не власть, а свобода. И перед лицом мучительной смерти он остался тверд в своей гуманистической проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. И если бы Булгаков только ограничился евангельским сюжетом, то, узнав много нового и поучительного из истории христианства, мы не смогли бы в полной мере уяснить мысль о незыблемости человеческих ценностей. Но роман дает нам, читателям, удивительную возможность связать далекие годы прокуратора Понтия Пилата и вчерашний (сегодняшний) день, ибо сочетает в себе и библейские главы, и повествование о событиях тридцатых годов, трудном и противоречивом времени нашей страны.
|